Общая характеристика предприятия торговли исходит из того, что поскольку основным условием при реализации продукции, особенно характеризующейся непрерывным производственным процессом или значительным коэффициентом сезонности, является стабильность обеспечения выборки, то субъекты товаропроводящей сети (далее – ТПС), должны придерживать установленных объемов ритмичности выборки квот. Головное предприятие, в - первую очередь, заинтересовано в стабильном поступлении оборотных средств, скопление больших запасов продукции в период падения спроса может привести к значительному дефициту оборотных средств. При условии наличия дефицита продукции в сезон, ТПС, как характеристика предприятия торговли, должна формировать стратегический запас, а в период сезонного снижения регулировать собственные инструменты маркетинговой политики.
С целью не допущения негативной конкуренции, как между организациями-конкурентами, так и между субъектами собственной ТПС, уровень цен, определяемый головным предприятием и применяемый субъектами ТПС должен быть единым. В противном случае может возникнуть ситуация, когда различные субъекты товаропроводящей сети в одном регионе могут реализовывать продукцию по различным ценам, что обусловит недовольство потребителей, возможные нарушения зоны основной ответственности и адекватные контрмеры конкурентов. В особенности необходимо четкое соблюдение политики ценообразования, когда предприятие декларирует тезис о том, что субъекты его собственной ТПС осуществляют реализацию по ценам производителя. Характеристика предприятия торговли должна также учитывать, что успешное ведение хозяйственной деятельности, вследствие специфики продукции и структуры местного потребления, может быть обусловлено наличием у субъекта ТПС торговых и складских площадей, а также специальной техники и средств. Комплексная организационно экономическая характеристика предприятия торговли основывается на утверждении, что наличие у субъекта ТПС развитой инфраструктуры позволяет сформировать многие конкурентные преимущества:
1) формирование оптимального ассортимента по всей номенклатуре продукции, за счет чего потенциальные и реальные потребители смогут осуществлять комплексные покупки;
2) возможность реализации ассортимента подобной продукции иных фирм и компаний;
3) наличие возможности создания стратегического запаса готовой продукции в преддверии периода активного сезонного спроса;
4) обеспечение оперативного планирования производственной деятельности;
5) наличие доставки продукции в адрес потребителя на условиях DDU;
6) создание условий и возможностей не только для оптовой, но и для розничной торговли, формирования благоприятного имиджа субъекта ТПС и головного предприятия;
7) характеристика предприятия торговли предусматривает и осуществление стратегических инвестиций в недвижимость, формируя долгосрочную конкурентоспособность предприятия.
При формировании внутренних отпускных цен или для субъектов ТПС, действующих на определенной территории в обязательном порядке применяются принципы ценообразования, действующие в регионе, директивами профильных министерств и ведомств. Если субъект ТПС находится за рубежом, политика его ценообразования не должна нарушать законодательство страны. Характеристика предприятия торговли предусматривает, что основным из принципов при организации ТПС является региональное разделение функционирования субъектов ТПС. В практике используется такой термин, как зона основной ответственности, который означает географический или административный регион, внутри которого субъект ТПС может осуществлять свою деятельность.