Век ядерного оружия начался трагическим событием в последние дни Второй мировой войны, когда ВВС США испытали в боевых условиях первую атомную бомбу, сбросив два заряда на японские города Хиросиму и Нагасаки. С тех пор до самого окончания холодной войны шла безумная гонка между СССР и США по количеству и качеству средств массового уничтожения. Ядерные силы обеих держав стали ограничиваться только после инициатив по сокращению стратегических наступательных вооружений. Однако и сейчас существующего арсенала боеголовок и носителей вполне хватит для взаимного уничтожения обеих сторон, причем не один раз.
Закрытый клуб
Ядерными силами обобщенно называют комплекс стратегического и тактического вооружения, имеющегося в распоряжении определенного государства. Америка и Россия сосредоточили в своем распоряжении львиную долю этой страшной разновидности оружия массового поражения. Однако существует ряд стран, которые также имеют в своем арсенале средства «последнего аргумента».
Ядерные силы мира сосредоточены в странах своеобразного клуба. Основу составляют «великие державы» - постоянные члены Совета безопасности ООН, куда входят Китай, США, Россия, Франция, Великобритания. Именно этими государствами был инициирован ДНЯО (договор о нераспространении ядерного оружия), который призван закрыть доступ в этот клуб для других государств.
Однако не все страны согласились с таким ограничением их прав и не стали ратифицировать соглашение, несмотря на давление со стороны великих держав и ООН. К молодым членам клуба относятся Индия, Пакистан, КНДР. По неофициальным сведениям внушительным арсеналом обладает Израиль, в распоряжении которого находится от 80 до 100 активных боеголовок.
До крушения системы апартеида свои ядерные силы имела ЮАР, однако правительство республики благоразумно решило демонтировать имеющееся вооружение до начала перемен. Нельсон Мандела стал президентом страны, уже свободной от оружия массового поражения.
Ядерная триада России
Стратегическими ядерными силами России обобщенно называют совокупность всех носителей и ядерных боеголовок, находящихся в ведении Вооруженных сил страны. Весь комплекс стратегического и тактического ядерного вооружения распределен между тремя стихиями: водой, землей и воздухом, то есть сухопутными войсками, военно-морскими силами и воздушно-космическими войсками. Соответственно, СЯС России иногда попросту называют ядерной триадой.
Согласно открытым сведениям МИД России, всего триада включает в себя 527 носителей ядерного оружия, которые состоят из межконтинентальных баллистических ракет, баллистических ракет подводных лодок, а также стратегических бомбардировщиков. Вся эта внушительная армада носит 1444 активных ядерных боезарядов.
Количество носителей и активных боезарядов ограничено Договором о сокращении стратегических наступательных вооружений, который был подписан между США и Россией, чтобы не подорвать силы друг друга в изматывающей гонке по количеству и качеству ракет. На сегодняшний день действует уже третий подобный договор – СНВ-III.
После распада СССР Россия приняла на себя заботу о ядерном арсенале, который находился на территории Казахстана, Украины и Белоруссии. В обмен на отказ от статуса ядерных держав этим государствам были даны гарантии международной безопасности со стороны больших игроков мировой политики.
Ракетные войска стратегического назначения
Россия традиционно считалась континентальной державой с не самыми сильными морскими традициями, поэтому неудивительно, что краеугольным камнем триады считаются РВСН (ракетные войска стратегического назначения) – сухопутная составляющая российских стратегических ядерных сил.
Они включают в себя МБР (межконтинентальные баллистические ракеты), которые базируются в ШПУ (шахтные пусковые установки) и на ПГРК (подвижные грунтовые комплексы). ШПУ более защищены от разрушения, уничтожить современную шахту с ракетой можно лишь такой МБР, а то потребуется и несколько.
Кроме того, они рассредоточены вдалеке друг от друга, что делает процесс по их нейтрализации особенно хлопотным. С другой стороны, слабым звеном ШПУ является то обстоятельство, что их координаты, вероятнее всего, известны наиболее вероятному противнику.
ПГРК не так защищены, как ШПУ, однако их мобильность делает бессмысленными какие-либо сведения о текущем базировании. Подвижные комплексы способны в считанные часы изменить свое местоположение и избежать уничтожения противником. Именно ПГРК являются основой современных ядерных сил РФ. Наиболее современными представителями этого семейства являются комплексы РС-12М2 «Тополь-М» и РС-24 «Ярс».
Они близки между собой, однако принципиальным отличием является боевая начинка ракет. «Тополь» имеет в своем распоряжении классическую монолитную боеголовку мощностью 550 кТ. «Ярс» имеет более сложную систему, на нем стоит раздельная боеголовка с тремя-четырьмя блоками по 150-300 кТ.
Военно-морская составляющая ядерной триады
Российские ядерные силы не ограничиваются грозными «Тополями» и «Ярсами». Безопасность страны призваны обеспечивать также атомные подводные лодки, оснащенные межконтинентальными баллистическими ракетами. На сегодняшний день морская составляющая ядерной триады насчитывает 13 ПЛАРБ (атомные подводные лодки с баллистическими ракетами). Из них 11 находятся в положении полной готовности и несут боевую вахту.
Основную нагрузку по обеспечению стратегической безопасности России несут пять подлодок класса «Дельфин», каждая из которых оборудована шестнадцатью пусковыми установками. Все эти шестнадцать установок в любой момент готовы выпустить баллистические ракеты класса «Синева».
Более устаревшим вариантом ПЛАРБ являются ракетоносцы проекта «Кальмар», которых в строю осталось три экземпляра. Один из них не так давно прошел ремонт и модернизацию и вернулся в строй. «Кальмары» также оборудованы шестнадцатью пусковыми установками и вооружены МБР Р-29Р.
Устаревшие ПЛАРБы призваны заменить подлодки класса «Борей», оснащенные ракетами Р-30 «Булава». Боевое дежурство несут три ракетоносца. Морская составляющая ядерных сил России считается наиболее уязвимым звеном триады, по мнению многих специалистов, уступая американским аналогам.
Российские атомные подлодки с межконтинентальными баллистическими ракетами входят в состав Северного и Тихоокеанского флотов ВМФ и базируются на пяти военно-морских базах.
Угроза с неба
Ядерные силы России невозможно себе представить без стратегических бомбардировщиков, способных за считанные часы достичь любой точки Земли. На вооружении у Воздушно-космических сил числится около 100 самолетов, 55 из которых находятся в строю. Они способны в совокупности нести до 798 крылатых ракет.
Основу воздушного ядерного флота составляют бомбардировщики класса ТУ-195. Всего их насчитывают 84 штатных единицы, 39 из которых несут дежурство. Более совершенных бомбардировщиков ТУ-160 пока не так много, пока в распоряжении ВКС числится 16 машин.
Бомбардировщики дальней авиации производят свои вылеты с трех авиабаз, расположение которых нет смысла озвучивать.
Американский противовес
Американская военная доктрина предусматривает применение ядерного оружия в том случае, если США или их союзники будут подвергнуты ядерному удару. При этом допускается значительная оговорка в отношении стран, обладающих подобным оружием или не подписавших ДНЯО (договор о нераспространении ядерного оружия). По отношению к вышеуказанным государствам также может быть применена «ядерная дубинка» в том случае, если они применят прочее оружие массового уничтожения или поставят под угрозу жизненно-важные интересы США, а также их союзников.
Ядерные силы США включают в себя Стратегические наступательные силы, а также нестратегическое ядерное оружие. Наибольший интерес представляют СНС, которые включают в себя комплекс из сухопутной, военно-морской и военно-воздушной составляющих. По официальным данным сегодня ядерные силы США насчитывают 1367 боезарядов, которые развернуты на 681 носителей. Всего же носителей грозного оружия, включая находящиеся в ремонте или на складах – 848.
Несмотря на то что в структуре стратегических ядерных сил США наблюдается явный перевес в сторону ВМФ и ВВС, государство и впредь планирует придерживаться политики «триады» с целью обеспечить стабильность и взаимную подстраховку всех компонентов.
Наземный компонент
Сухопутная составляющая ядерной триады США является наиболее слабой и неразвитой по сравнению с возможностями ВМФ и ВВС. Будучи атлантической державой, США делает упор на совершенствование подводных лодок и стратегических бомбардировщиков, способных взлетать с палуб мощных авианосцев. Тем не менее, свое веское слово могут сказать и межконтинентальные баллистические ракеты, базирующиеся в пусковых шахтных установках.
На сегодняшний день в строю находится единственный тип МБР - «Minuteman III». Они встали на вооружение в середине прошлого века и стали революционным прорывом своего времени, так как в них впервые использовались раздельные боеголовки с индивидуальным управлением. Однако впоследствии эти боеголовки общей мощностью 350 кТ были сняты с ракет, а вместо них установлены более примитивные моноблоки 300 кТ.
Официально это объяснялось декларацией оборонительного назначения своих МБР со стороны США, однако реальная причина, вероятнее всего, заключалась в том, что связав себя договором СНВ-III, США приняли решение перераспределить доступную им квоту ядерных зарядов в пользу военно-морских и военно-воздушных сил.
К 2018 году генеральным штабом планировалось оставить в строю 400 МБР, с этой целью 50 ракет должны были перевести в статус неразвернутых и отправить на склады, а шахты демонтировать.
Основной целью сегодняшних наземных ядерных сил командование видит создание потенциальной угрозы для вероятного противника, дабы он был вынужден израсходовать львиную долю своих зарядов для уничтожения американских ШПУ.
Плавучие крепости
Долгое время США укрепляли свой статус в качестве океанической державы, соответственно, ВМФ является главным звеном обороноспособности страны. Неудивительно, что основу стратегических ядерных сил США составляют именно атомные подводные лодки, оснащенные современнейшими межконтинентальными баллистическими ракетами.
Эти плавучие крепости практически неуязвимы для врага и являются наиболее жизнеспособным компонентом Вооруженных сил США. Поэтому для сохранения существующего штатного состава подводных атомных лодок были принесены в жертву наиболее перспективные разработки наземной компоненты ядерных сил.
Сегодня ВМФ США насчитывает 14 ПЛАРБ (подводные атомные лодки с баллистическими ракетами) класса «Огайо». Каждая из подлодок оснащена комплектом из 14 ракет типа «Трайдент-2». Эта смертоносная ракета несет в себе разделяющиеся боеголовки с блоками индивидуального наведения, мощностью термоядерного заряда 475 и 100 кТ.
Благодаря высокой точности, эти ракеты способны поражать хорошо защищенные цели противника, даже самые глубокие бункеры и неуязвимые шахтные пусковые установки могут стать жертвами «Трайдентов».
Доказав свою надежность на многочисленных испытаниях, «Трайденты» хорошо зарекомендовали себя и остались единственными МБР, стоящими на вооружении ВМС США. Они составляют более пятидесяти процентов от стратегических ядерных сил Америки.
Атомные подлодки базируются на двух базах. На Тихоокеанском побережье находится база "Кингс Бей", что в штате Джорджия. На восточном побережье штатов подлодки выходят на боевое дежурство с базы в Бангоре, штат Вашингтон.
Авиация
Авиационным компонентом ядерных вооруженных сил атлантической державы являются стратегические бомбардировщики, способные нести на себе грозное оружие массового поражения. Все они имеют двойное предназначение, то есть способны выполнять задачи, связанные с применением оружия обычного назначения.
Самым старейшим и заслуженным самолетом военно-воздушного флота США считается бомбардировщик В-52Н, который был выпущен в производство еще в середине XX века. Они способны нести 20 крылатых ракет класса «воздух-воздух», а также выполнять бомбовые удары с применением обычного оружия.
Несмотря на свой почтенный возраст, эта летающая крепость сохраняет отличные летные качества, высокую дальность полета, может нести на себе значительную нагрузку и разнообразное вооружение. Слабым местом ветерана является его уязвимость перед средствами ПВО наиболее вероятного противника, поэтому стратегия предусматривает его использование на дальних подступах перед оборонительными рубежами.
Более современным средством доставки крылатых ракет является бомбардировщик В-1В, поступивший на вооружение в 1985 году. В связи с тем что он способен неплохо решать задачи, связанные с применением обычного оружия, активно производится перевод этих машин в неядерный статус, дабы сохранить статус-кво по СНВ-III.
Гордостью авиации США является стратегический бомбардировщик В-2А, принятый на вооружение в 1993 году. Он изготовлен по технологии «Стелс», то есть невидим для радаров и эффективно преодолевает заградительные рубежи ПВО противника. Он предназначен в том числе для глубокого проникновения в тыл и последующего уничтожения мобильных комплексов, оснащенных МБР.
Ядерные силы США и России
Если сравнивать стратегический потенциал США и России, то можно прийти к следующим выводам. Несмотря на значительную разницу в обычном вооружении, количественные и качественные характеристики ядерных сил обеих держав находятся примерно на одном уровне с некоторым преимуществом у США. Другими словами, в случае гипотетического конфликта между двумя странами каждая из сторон способна уничтожить противника, причем не один раз.
Средства ПРО (противоракетной обороны), разрабатываемые США, не способны со стопроцентной вероятностью нейтрализовать наступательный потенциал России, а следовательно, пока не могут обеспечить преимущество атлантической державы.