Написание научной работы - это многоэтапный и трудоемкий процесс, требующий от исследователя определенных знаний и навыков. Ученый должен точно понимать цель: зачем он изучает ту или иную сферу научного познания, чего в результате он хочет добиться, что доказать или выявить?
Тема, цель, актуальность, практическая значимость, новизна результатов, предмет и объект исследования – это важнейшие структурные компоненты, которые призваны конкретизировать суть изучаемой проблемы, а в дальнейшем – помочь руководителю и рецензентам быстро сформировать мнение о проекте.
Научная работа – это форма процесса познания, целенаправленное изучение его аспектов с помощью различных методов, которое завершается формулированием новых знаний про объект исследования.
В курсовой работе необходимо на начальном этапе определиться с тем, что будет служить объектом и предметом последующего изучения. Это поможет избежать лишних действий в процессе поиска необходимой справочной литературы, сократит временные и материальные затраты на подготовительном этапе.
Очень важно отличать понятия "объект" и "предмет". Молодые ученые часто сталкиваются с трудностями, формулируя объект социологического исследования дипломного или магистерского проекта. Чтобы избежать ошибок, нужно, в первую очередь, знать, что означают эти понятия.
Определение 1
Объект исследования – это процессы или явления, порожденные проблемной ситуацией, которые выбраны для изучения.
Предмет - содержится в рамках объекта. В научном процессе они взаимодействуют между собой (как общее и частное).
Определение 2
Объект исследования – это та часть существующей реальности, которая на конкретном этапе становится предметом теоретического или практического анализа.
Объект и предмет должны быть согласованы с темой. Поэтому чем точнее звучит тема, тем легче их определить.
Определение 3
Объект исследования – это то, что или на чем намеревается исследователь изучать проблему.
Например, в журналистике это могут быть конкретные средства массовой информации (газета, радио, телеканал). В филологии – произведения, на которых автор планирует рассмотреть обозначенную проблему.
В предмете исследователь отображает свойства, признаки или характерные особенности объекта, подлежащие изучению.
Облегчить процесс формулировки объекта можно с помощью дифференциации его признаков:
- пространственных (город, страна, регион);
- временных (период и сроки проведения);
- отраслевых (род изучаемой деятельности).
Так, объект предстает частью единого целого и в то же время некого автономного начала.
Итак, резюмируя сказанное о формулировке объекта научного исследования, отметим:
- объект и предмет всегда должны быть тесно связаны с темой работы;
- объект - это отражение проблемной или противоречивой ситуации в обществе, процессе, сфере;
- объект исследования – это всегда более широкое понятие, чем предмет;
- узнав объект и предмет научной работы, посторонний человек должен безошибочно и без заблуждений максимально точно понять, о чем идет речь.
Правильное определение таких неотъемлемых структурных компонентов, как предмет и объект исследования – это залог успешного результата вашей научной деятельности.