В ходе проведения реформирования системы образования, в настоящее время большое внимание уделяется реализации деятельностного подхода. Суть заключается в том, что ребенок является полноправным, активным участником воспитательно-образовательного процесса.
При ознакомлении дошкольника с окружающим миром, на первый план выступает исследовательская деятельность, активность. Любознательность и желание познания ставятся во главу угла при реализации программ дошкольного воспитания. В условиях огромного информационного потока, доступности всевозможных ресурсов и легкости нахождения решения какой-либо проблемы, ребенок должен хотеть познавать новое.
Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников – естественное состояние детей. Вспомните себя в детстве – быть может, кто-то разбирал родительские часы, пытаясь понять суть механизма. Маленький исследователь с отверткой в руках – закономерное и нормальное явление для детей как школьного, так и детсадовского возраста.
Исследовательская деятельность создает условия для психического развития, далее плавно переходя в саморазвитие. Опытный педагог знает и понимает, что не следует мешать этому процессу, достаточно лишь направить его в нужное русло.
Многие отечественные психологи склоняются к мысли о том, что исследовательская деятельность – это высшая форма развития познавательной активности, когда ребенок не хаотично пытается понять, что как устроено, а целенаправленно, пытаясь планировать результат, идет к намеченной им цели.
Структура поисковой деятельности представлена следующим образом:
- переданная от взрослого или выдвигаемая самими детьми задача, требующая решения;
- анализ условий, способствующих решению поставленной задачи (данная операция может быть выполнена детьми как самостоятельно, так и с помощью взрослого);
- выдвижение гипотез о возникновении задачи и способов ее решения;
- выбор способов проверки и непосредственно сама проверка способов решения задачи;
- выводы, итоги, анализ;
- новые задачи и их обсуждение.
Исследовательская деятельность осуществляется по следующему алгоритму:
- формулирование проблемы;
- определение темы, постановка цели и задач;
- выдвижение гипотезы;
- разработка плана действий;
- непосредственное проведение опыта для подтверждения либо опровержения выдвинутой гипотезы;
- анализ реализованных мероприятий, выводы, дальнейшая разработка путей решения проблемы.
Исследовательская деятельность школьников и дошкольников, впрочем, как и всех людей, предполагает действие по вышеописанному алгоритму.
Что же касается интересов и тем для исследования, то старшие дошкольники предпочитают эксперименты, в которых просматриваются причинно-следственные связи. Так, в игровой форме (а ведущим видом деятельности в данном возрасте является игра), развивается мышление. Главная задача взрослого – попытаться заинтересовать ребенка необычным опытом или эффектом, дать возможность провести эксперимент самому дошкольнику.