Исследовательская деятельность - алгоритм и структура

В ходе проведения реформирования системы образования, в настоящее время большое внимание уделяется реализации деятельностного подхода. Суть заключается в том, что ребенок является полноправным, активным участником воспитательно-образовательного процесса.

При ознакомлении дошкольника с окружающим миром, на первый план выступает исследовательская деятельность, активность. Любознательность и желание познания ставятся во главу угла при реализации программ дошкольного воспитания. В условиях огромного информационного потока, доступности всевозможных ресурсов и легкости нахождения решения какой-либо проблемы, ребенок должен хотеть познавать новое.

исследовательская деятельность

Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников – естественное состояние детей. Вспомните себя в детстве – быть может, кто-то разбирал родительские часы, пытаясь понять суть механизма. Маленький исследователь с отверткой в руках – закономерное и нормальное явление для детей как школьного, так и детсадовского возраста.

Исследовательская деятельность создает условия для психического развития, далее плавно переходя в саморазвитие. Опытный педагог знает и понимает, что не следует мешать этому процессу, достаточно лишь направить его в нужное русло.

исследовательская деятельность школьников

Многие отечественные психологи склоняются к мысли о том, что исследовательская деятельность – это высшая форма развития познавательной активности, когда ребенок не хаотично пытается понять, что как устроено, а целенаправленно, пытаясь планировать результат, идет к намеченной им цели.

Структура поисковой деятельности представлена следующим образом:

- переданная от взрослого или выдвигаемая самими детьми задача, требующая решения;

- анализ условий, способствующих решению поставленной задачи (данная операция может быть выполнена детьми как самостоятельно, так и с помощью взрослого);

- выдвижение гипотез о возникновении задачи и способов ее решения;

- выбор способов проверки и непосредственно сама проверка способов решения задачи;

- выводы, итоги, анализ;

- новые задачи и их обсуждение.

Исследовательская деятельность осуществляется по следующему алгоритму:

- формулирование проблемы;

- определение темы, постановка цели и задач;

- выдвижение гипотезы;

- разработка плана действий;

- непосредственное проведение опыта для подтверждения либо опровержения выдвинутой гипотезы;

- анализ реализованных мероприятий, выводы, дальнейшая разработка путей решения проблемы.

Исследовательская деятельность школьников и дошкольников, впрочем, как и всех людей, предполагает действие по вышеописанному алгоритму.

исследовательская деятельность дошкольников

Что же касается интересов и тем для исследования, то старшие дошкольники предпочитают эксперименты, в которых просматриваются причинно-следственные связи. Так, в игровой форме (а ведущим видом деятельности в данном возрасте является игра), развивается мышление. Главная задача взрослого – попытаться заинтересовать ребенка необычным опытом или эффектом, дать возможность провести эксперимент самому дошкольнику.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.