В последние годы проектная деятельность все шире используется в российских школах, колледжах, техникумах и ВУЗах. Несомненными преимуществами этой модели обучения являются ее прикладной характер, огромный потенциал для коллективного творчества, а также развитие способностей каждого учащегося и студента.
О методе проектов как развивающей модели обучения школьников было впервые заявлено в 20-е годы прошлого века в работах известного американского преподавателя и философа Д. Дьюи. В своих работах он настаивал на том, что обучение должно представлять собой активный процесс, в котором основная нагрузка ложится на плечи учеников. Участвуя в разработке того или иного проекта, они будут осваивать весь необходимый им багаж знаний.
В России проектная деятельность стала предметом активных дискуссий еще в начале ХХ века, когда известным педагогом С. Шацким была организована целая группа специалистов, чтобы на практике убедиться в целесообразности использования такой формы обучения.
На сегодняшний день проектная деятельность – это одна из самых популярных моделей организации образовательного процесса. Она представляет собой индивидуальную или коллективную деятельность учащихся, выполняемую самостоятельно или под непосредственным руководством учителя, направленную на творческое освоение того или иного материала.
Организация проектной деятельности во многом зависит от мастерства учителя и предполагает очень тщательную подготовку и глубокий анализ результатов. Как правило, эта деятельность включает в себя несколько важнейших этапов.
Во-первых, проектная деятельность всегда начинается с постановки проблемы. Обычно педагог с учеником сначала определяют некоторую проблемную область, а затем концентрируются на том или ином объекте исследования. Также на этом этапе определяются основные методы проведения исследований и необходимый инструментарий.
Во-вторых, формулируется основная цель проекта и вытекающие из нее задачи. На этом этапе уже целесообразно провести мини-исследование, которое покажет, насколько эта проблема актуальна, а также поможет выделить более узкую область исследований, где ученик сможет максимально проявить свои творческие таланты.
В-третьих, если проект заключается в создании какой-либо технической модели или стенда, то необходимо заранее озаботиться поиском нужных расходных материалов и инструментов. Кроме того, следует подсчитать все возможные расходы, чтобы понять, насколько реально выполнение данного проекта.
В-четвертых, собственно проектная деятельность должна обязательно сопровождаться постоянным контролем и корректирующими мероприятиями. Для этого заранее следует наметить определенные контрольные точки, опираясь на которые и проводить этот промежуточный анализ.
Вся работа обычно заканчивается публичной защитой проекта, после чего ученик и учитель должны внимательно проанализировать полученный результат, обратив внимание не только на достоинства, но и на недостатки.
Таким образом, проектная деятельность представляет собой наиболее оптимальный вариант для организации активной деятельности учащихся и реализации их основных способностей и талантов.