Рано или поздно практически каждый работодатель сталкивается с тем, что ему необходимо составить характеристику сотрудника. Но как вообще она должна выглядеть и что следует указать в этом документе?
Характеристика сотрудника представляет собой официальный документ. В нем должен содержаться информативный отзыв о служебной или общественной деятельности человека. С помощью характеристики вы можете рассказать о трудовом пути работника, его нравственных и трудовых качествах, описать его трудовую и общественную активность.В документе обязательно должны присутствовать следующие данные:
- ФИО сотрудника, дата его рождения. Также следует указать, какое образование он получил, предоставить полный список учебных заведений, которые он окончил.
- Следующий пункт, который должна содержать характеристика сотрудника – наименование компании или организации, где она была составлена, перечисляются должности, занимаемые человеком во время работы, и его профессиональные обязанности.
- Перечисляются позитивные качества (как личные, так и профессиональные), данные о поощрениях и наградах.
- Приводится информация о курсах повышения квалификации, пройденных работником. В этом же пункте можно упомянуть проекты компании, в которых он принимал участие.
- Обязательно сказать, с какой целью дается характеристика.
- В конце документа должны указываться дата его составления, подпись ответственного лица, а также печать организации.
С написанием положительной характеристики, как правило, проблем не возникает вообще. Все намного сложнее, если вам необходима отрицательная характеристика сотрудника.
Разумеется, в официальном документе вы не напишете что-то вроде «храпел на весь офис» или «ел на работе чипсы и не поделился». Важно помнить, что вы несете ответственность за содержание характеристики. Поэтому она должна быть объективной по максимуму, а ваше мнение – подкреплено конкретными фактами.
Лучше всего, если негативная характеристика сотрудника будет подкреплена документально. Обязательно должны быть ссылки на задокументированные проступки, примеры халатности и т.п.
Следует указать номера всех внутренних документов.
Не следует включать в характеристику данные, которые могут быть охарактеризованы как сплетни, слухи или ваше личное мнение.
Чтобы понять, как правильно написать характеристику на сотрудника, лучше всего увидеть пример подобного документа. Как она может выглядеть?
«Характеристика
на начальника отдела кадров ХХХ (название фирмы)
Петрова Петра Петровича
Петр Петрович Петров родился в 1961 году, в 1985 окончил МГУ, имеет высшее образование.
С 1995 по нынешнее время работал в ХХХ (должности: секретарь руководителя, повышен до начальника отдела кадров). П.П. Петров – квалифицированный специалист, способный уверенно руководить вверенным ему подразделением.
Повышает персональный профессиональный уровень (изучает документы, знакомится со специализированной литературой). Стремится к профессиональному росту. Получает новое образование в области юриспруденции.
В общении очень вежлив и дружелюбен, внимателен. Заслуженно пользуется уважением всех сотрудников компании.
Характеристика выдана с целью предъявления по месту требования.
Ген. Директор,
И.И. Иванов»
Хочется пожелать, чтобы этот пример характеристики на сотрудника и приведенные выше советы оказались для вас действительно полезными.
Успехов!