Для тех, кто не так часто летает самолетами, правила досмотра перед посадкой могут показаться излишне строгими. Все они направлены на обеспечение безопасности, потому воспринимать процедуру нужно, как должное. Тщательному досмотру подлежит не только отправляемый багаж в самолет, но и пассажиры. Чтобы посадка прошла беспроблемно, важно знать, с чем можно проходить на борт, а что лучше оставить дома.
К единым правилам
До ноября 2017 года российские авиакомпании сами создавали требования, которым следовали выбравшие их услуги пассажиры. Общие правила воздушных перевозок, принятые Министерством транспорта РФ в 2007 году, не имели определенной конкретики, и наделяли компании полномочиями, ориентируясь на общие условия, ужесточать или облегчать свои внутренние правила самостоятельно. Потому у одних и у других по некоторым критериям они существенно отличались, что создавало путаницу в умах пассажиров. Во многом требования разнились относительно условий провоза багажа в самолете.
В конце 2017 года в действующий с 2007 года закон об общих правилах воздушных перевозок были внесены изменения. Согласно им, отныне для всех российских авиакомпаний установлены единые требования и нормы, регламентирующие их деятельность. Многие поправки интересны исключительно перевозчикам, но и пассажиры могут найти достаточное количество полезной для себя информации, заглянув в новые правила. Багаж в самолете, в вещевом отсеке или в виде ручной клади, согласно им, должен соответствовать единым требованиям для всех. А до пятого ноября 2017 года авиаперевозчики имели право снижать и повышать минимальный вес ручной клади на свое усмотрение.
Этот момент был наиболее спорным, так как многие, отправляясь в командировку на один-два дня, берут с собой лишь некоторые вещи, общим весом 4-5 кг, которые могут уместиться в небольшом саквояже, и сдавать их в багаж нет необходимости. Но из-за того, что отдельные компании существенно занижали разрешенный объем ручной клади вплоть до нижнего порога в три кг, пассажиры были лишены возможности брать вещи с собой в салон. А после прилета им приходилось еще и дожидаться разгрузки, теряя на этом время и терпение. По новым правилам, единый вес ручной клади для всех перевозчиков – не менее пяти килограммов на одного пассажира. Впрочем, возможно изменение в сторону увеличения, новые поправки это позволяют. Но главный ориентир для пассажиров в том, что теперь они могут свободно брать с собой в салон кладь до 5 кг, пользуясь услугами любого перевозчика.
Ориентир на «Аэрофлот»
Главная авиакомпания страны, успешно действующая на протяжении многих десятилетий, несомненно, «Аэрофлот». Ежедневно ее услугами пользуются несколько тысяч человек. Для своих клиентов компания создала максимально удобные условия перелета. При осуществлении внутренних перевозок или международных рейсов на провоз багажа в самолете «Аэрофлот» установил наиболее щадящие нормы. Лишь несколько примеров. Как уже отмечалось, согласно единым правилам авиаперевозок, пассажир вправе взять с собой в салон ручную кладь весом до 5 кг. Летая самолетами «Аэрофлота», даже при приобретении билета эконом-класса, предельный вес сумки, рюкзака или небольшого чемодана, который можно пронести на борт, – десять килограмм. А с билетом класса «бизнес» бесплатный норматив ручной клади – 15 кг. Что до габаритов, то средние объемы сумки или чемодана не должны превышать – 50 см по длине, 40 – по ширине и 20 – по высоте. Общая допустимая сумма всех значений – 115 см.
Отличные возможности у компании и в плане транспортировки багажа в вещевом отсеке. Одно место по билету разряда «эконом» весом до 23 кг можно провозить совершенно бесплатно. А с тарифом «Премиум-эконом» – два места с теми же габаритами. При этом, стоимость самого билета увеличивается всего на 20%. Такие же условия и для летающих классом «Комфорт». Общий вес багажа в самолете «Аэрофлот» не суммирует в отношение одного пассажира. Каждое отдельное место – 23 кг по тем тарифам, что упоминались выше. А по билету бизнес-класса они и вовсе могут достигать до 30 кг. Но следует помнить, что при кодшеринговых рейсах «Аэрофлота», совместных с другими организациями авиаперевозчиков, в силу вступают условия провоза ручной клади и багажа, установленных партнерской фирмой. Две из них – «Россия» и «Аврора» – дочерние подразделения «Аэрофлота», и на них распространяются правила головной компании.
Безбагажный или с ним?
К каждому приобретенному билету любой из авиакомпаний привязаны те или иные правила провоза имеющегося у пассажира груза. Немного об этом мы остановились, рассматривая тарифы «Аэрофлота». Конкретно по другим авиаперевозчикам всю необходимую пассажирам информацию можно найти на их сайтах, и делать это необходимо в обязательном порядке. Как уже говорилось, даже после принятия единых правил, многие компании превышают допустимые пределы в отношении того, сколько можно провезти багажа в самолете в виде ручной клади. Минимальный вес у большинства – до пяти килограммов, но сколько разрешают сами перевозчики, достоверно можно узнать именно на их сайтах.
Кроме того, многие из них сохранили возможность приобретения безбагажных билетов и тех, по которым пассажиры вправе объединять свои вещи в одно багажное место. Главное, чтобы общих вес сумок при этом не превышал 30 кг. Следующее важное условие – объединенный багаж подразумевает, что по нему будет выделено всего одно место в отдельном отсеке. Иными словами, вещи разных пассажиров, чтобы иметь возможность воспользоваться правом объединенного багажа, необходимо сложить в общую сумку или чемодан. Подойдет и коробка. Размер багажа в самолете по двум билетам должен соответствовать и установленным габаритам: не больше 158 см в сумме по длине, ширине и высоте. Этой возможностью, в основном, пользуются те, кто едет отдыхать семьями или в компании друзей. Им проще заранее договориться о весе и габаритах вещей, а также упаковать их в соответствии с правилами авиаперевозок.
В отношении безбагажного билета все гораздо проще. Он подразумевает только наличие ручной клади. Стоит такой билет несколько дешевле, однако его нельзя вернуть, если что-то пойдет не так и поездку необходимо будет отложить. Но спрос на безбагажные билеты довольно высокий и при столь ограниченной возможности возврата. Они выгодны опять-таки для тех, кто летит небольшими группами по три-четыре человека. Приобретаются на одного или двоих багажные тарифы, все имеющиеся у пассажиров вещи, объединяются в положенное количество бесплатных мест по ним – при таком варианте стоимость перелета на всех будет гораздо ниже.
Соответствовать габаритам
Разумеется, правилами установлены допустимые пределы провоза багажа и ручной клади в самолете, но это вовсе не значит, что все свои вещи мы должны подгонять под эти стандарты один в один. Важно их не превышать, чтобы не пришлось доплачивать за перевес. Стоит также отметить права малолетних детей на собственные вещи, даже если они осуществляют перелет по билету родителей. На каждого ребенка до двух лет положено одно место весом до 10 килограммов в багажном отсеке. Это несколько расширяет возможности родителей. Опять-таки, количество и вес допустимого бесплатного багажа зависит от тарифа билета. «Эконом» – 23 кг, «бизнес-класс» – 30. Но детский багаж в любом случае не может превышать десять килограмм вне зависимости от тарифа, по которому летят родители.
Зная заранее, сколько багажа можно провозить в самолете с учетом ручной клади по правилам той или иной компании, при досмотре вещей в аэропорту удастся избежать некоторых проблем. Например, когда сумки и чемоданы уже сданы, а кое-какие предметы, что планировалось взять с собой в салон, приходится оставлять в пункте досмотра из-за перевеса ручной клади. Тогда как можно было их спокойно отправить вместе с чемоданами в багажный отсек. Или, если ручная кладь не соответствует габаритам в сантиметрах и все вещи из нее необходимо будет переложить в сумку меньшую по размерам. В условиях прохождения регистрации и скорого вылета рейса сделать это не так-то просто. Потому важно, собираясь путешествовать авиатранспортом, учитывать все эти нюансы.
Кому за что платить?
Все приведенные относительно максимальных пределов веса или объема чемоданов цифры – лишь ориентир для пассажиров в плане их бесплатного провоза. Сумки, рюкзаки, коробки могут быть и больше, но в этом случае за превышение придется доплачивать. А перевозка багажа в самолете нестандартных или негабаритных размеров – и вовсе отдельный разговор. К ним относятся музыкальные инструменты, например, рояль; спортивное или производственное оборудование: тренажер или станок. Существует много разных предметов, не вошедших ни в один список, допустимых к транспортировке по воздуху в качестве багажа. Если вещь намного превышает допустимые 30 кг, то относится к разряду тяжеловесных грузов, которые оплачиваются по особому тарифу. У каждой авиакомпании он свой, так что узнать размер оплаты и существующие возможности транспортировки нестандартного багажа необходимо как можно раньше, а лучше – до его покупки. Может оказаться так, что приобретение аналогичной вещи у себя на месте обойдется во многом дешевле, чем с оплатой перелета. Кроме того, не все авиакомпании располагают возможностью оказания подобной услуги.
Что до веса багажа, который слегка превышает допустимые габариты и килограммы, то доплата за них происходит на месте без особых проблем. Еще можно оставить кое-что из вещей не особой важности там же, в аэропорту, чтобы не переплачивать. Но надеяться на то, что их вам вернут по прилету обратно, не стоит. Все оставляемые предметы попросту выбросят в мусорную корзину. Но если больший вес багажа в самолете, что мы отправляем в вещевой отсек, можно компенсировать авиакомпании несколькими лишними купюрами, то с ручной кладью проделать ту же финансовую сделку не получится. Здесь вариант один – все лишнее оставляем на пункте досмотра. Ручная кладь не может превышать допустимых пределов. Еще один момент. Если пассажир оплатил дополнительно одно багажное место, а ему необходимо еще одно, придется доплатить. Но в обратном случае – заказал и заплатил за два, а воспользовался одним – деньги авиакомпания должна вернуть уже ему.
У каждого свой коридор
Отдельного внимания следует уделить вещам и предметам, перевозку которых необходимо задекларировать, осуществляя международный перелет. К ним относятся:
- произведения искусства;
- ценные бумаги, векселя и т. п.;
- животные или растения, находящиеся на грани исчезновения;
- валюта, большие суммы денег;
- табачные изделия и алкоголь;
- парфюмерная продукция.
Разумеется, это далеко не полный перечень обязательных к декларированию вещей и предметов, а лишь самые распространенные. Провезти багаж в самолете, в котором содержится хоть что-то из вышеперечисленного, не проблема, если правила иностранного государства подразумевают их транспортировку за пределы своей страны или в нее. Важно все своевременно и без утайки оформить.
Те пассажиры, кто ничего подобного или запрещенного не перевозит, и составлять декларацию нет необходимости, проходят на посадку по так называемому «зеленому» коридору. Остальные отправляются в «красный». В отдельных случаях таможенному досмотру могут быть подвергнуты пассажиры, показавшиеся служителям аэропорта подозрительными или находящиеся на особом контроле. Проверяется не только проносимый ими багаж в самолет, но и они сами. При обнаружении в вещах или одежде не задекларированных или запрещенных к ввозу/вывозу предметов, их изымают с оформлением соответствующего акта, а в отношении самого пассажира принимается соответствующее решение: высылка из страны или арест. Все зависит от характера обнаруженного предмета.
Досмотр и просвет
Проверка багажа и личных вещей в аэропорту осуществляется с использованием специальных устройств. Для багажа и пассажиров они разные. Чемоданы, сумки и ручную кладь проверяют с применением инстроскопа. Он способен усмотреть в вещах очертания каждого предмета, а также материал, из которого он изготовлен. В отношении пластмассовых и металлических изделий могут последовать требования достать их из сумок и предъявить для натурального осмотра. Правила провоза багажа в самолете это позволяют. То же самое касается и всех вещей, которые могут быть приняты сотрудниками таможенных служб за взрывчатые вещества, оружие или даже составляющие к ним. Подозрения на наркотические препараты, которые могут быть закамуфлированы под медикаменты, приведут к тем же требованиям.
Для того чтобы беспрепятственно провозить алкоголь в багаже самолета или табачные изделия, а также медикаменты, не относящиеся к психотропным или наркотическим веществам, их достаточно задекларировать. Даже оружие, если есть соответствующее разрешение, можно провозить через государственную границу. Что до проверки одежды пассажира, то здесь используют рентген, радиоволновые или ручные сканеры, не оказывающие вредного воздействия на людей. Их можно применять при проверке носильных вещей даже на беременных женщинах, а также пассажирах с кардиостимуляторами и иными препаратами. Необходимо только заранее снять с себя всю одежду и обувь с металлическими вставками на них. Еще один вид освидетельствования – личный или индивидуальный осмотр. Его проводят в отдельном помещении в присутствии двух свидетелей того же пола, что и осматриваемый пассажир.
Табу на…
Существует довольно обширный перечень препаратов, веществ, предметов, которые нельзя перевозить авиатранспортом, согласно установленным единым во всех странах мира правилам. В ручном багаже в самолете или в чемоданах и сумках, сдаваемых в вещевой отсек, они не должны находиться. Вот список лишь некоторых из них:
- сжатые, сжиженные, воспламеняющиеся или нет газы;
- щелочи, кислоты и другие вещества, вызывающие коррозию;
- краска, растворители, любые лакокрасочные изделия;
- легковоспламеняющиеся предметы;
- порохосодержащие вещества, боеприпасы, оружие;
- радиоактивные предметы;
- химикаты, обладающие токсичными и ядовитыми свойствами.
Кроме того, в целях сохранности своего имущества некоторые вещи лучше все-таки брать с собой в салон. Они разрешены правилами провозки багажа в самолете. Сколько всего, и что именно можно взять с собой в дорогу, решает каждый самостоятельно. В том числе и то, в багаж сдавать эти предметы или поместить в ручную кладь. Речь идет о деньгах, ценных бумагах, драгоценных или ювелирных изделиях, продуктах, которые могут испортиться в дороге или вытечь на остальные вещи в чемодане. Сюда же относятся хрупкие и легко бьющиеся вещи и предметы. Целость и сохранность им может гарантировать транспортировка с собой в салоне. Ответственность за их порчу во время погрузки и разгрузки авиакомпании, как правило на себя не берут, и об этом следует помнить.
Лучше не рисковать
Что еще следует сделать, кроме простого изучения правил? Багаж в самолете в виде ручной клади должен им соответствовать. Необходимо обратить особое внимание на требования к перевозке некоторых вещей, в отношении которых до ноября 2017 года действовали иные правила. Все их можно было взять с собой в салон, держа в руках, и они не входили в общий вес ручной клади. Речь идет о ноутбуках, телефонах, фотокамерах, электронных и печатных книгах, газетах, папках с бумагами. Раньше в перечень не обязательных к учету предметов относился и зонт. Отныне все вышеперечисленное можно провозить исключительно в сумках или рюкзаках, которые составляют ручную кладь пассажира и влияют на общий вес. Отказ убрать что-то из этих предметов в сумку, может дать повод работникам аэропорта не пустить пассажира на борт самолета.
С чем еще могут развернуть обратно, если обнаружат в ручной клади? Все острые и колюще-режущие предметы:
- ножи, даже перочинные, и ножницы, в том числе и маникюрные;
- металлические вилки, штопоры;
- лезвие и бритва;
- вязальные спицы.
В некоторых случаях могут потребовать убрать из ручной клади иглы для инъекций. Кроме того, шампуни, гели, спреи, кремы, воду, духи также следует перевозить в отсеке, который отведен под багаж в самолете. Сколько флаконов и тюбиков разрешено перевозить за один раз, важно заранее уточнить на сайте авиакомпании. На них могут быть установлены ограничения по количеству. Что до воды, то ее на борт брать можно, но не более чем в стограммовой емкости.
Достойны салона
Еще один список вещей и предметов, которые необходимо запомнить каждому пассажиру, относится к тем, что не входят в ручную кладь, и никак не влияют на вес багажа в самолете. Дополнительно оплачивать их также не нужно. В него входит верхняя одежда, а если перелет осуществляется в другую климатическую зону, то даже два комплекта, учитывая те вещи, которые понадобятся по прилету. Например, куртка и шуба, если разница в температуре между пунктами посадки и выхода из самолета потребует столь кардинального переодевания. Дамская сумочка, трость, букет цветов, необходимые для употреблена во время перелета лекарственные препараты также в этом перечне. Как и некоторые приспособления, обязательные к использованию по состоянию здоровья или возраста. Это:
- костыли;
- детская коляска, люлька, ходунки;
- инвалидное кресло.
Все эти предметы не учитываются как ручной багаж в самолете, хотя могут находиться в салоне во время перелета. Не учитывается также детская еда, которую рассчитано употребить в дороге, специально упакованное платье или костюм, запечатанный пакет со спиртными напитками и другими товарами из магазинов dutyfree.
На борт – с тележки
Все, что пассажир не планирует брать с собой в салон, он сдает как багаж в самолет. Что можно, а что нельзя перевозить – разобрались. Однако и к оформлению сумок, коробок, чемоданов у авиакомпаний также есть определенные требования. Нарушение некоторых может привести либо к снятию с рейса, либо к требованиям привести багаж в надлежащий вид. Второй вариант может стать причиной опоздания на рейс. Правильнее будет побеспокоиться обо всем заранее. Что может вызвать заминку в аэропорту? Например, неожиданно разошедшаяся молния на чемодане или сумке из-за слишком плотно утрамбованных вещей. Эта неприятность может случиться и при перелете, так что – делайте выводы. Самое печальное, что произойдет с вашими вещами в дальнейшем? Они останутся в самолете, а при уборке отсека будут выброшены. Никто собирать их, чтобы вернуть хозяину, не станет.
Вторая неприятность – перепутанный чемодан или саквояж. Многие дорожные сумки между собой очень похожи и пассажиры перед вылетом помечают их яркими стикерами или ленточками. Если таможенные службы потребуют их снять в силу национальных или иных особенностей страны, или согласно правилам провоза багажа в самолете их государства, лучше это сделать сразу, не споря. При регистрации и прохождении контроля каждому будет выдан посадочный талон, а на чемодан – бирка со штрих-кодом, которая и станет опознавательным знаком пассажира при получении своего багажа по прилету. Кстати, если человек часто путешествует, перед каждым новым рейсом следует избавляться от предыдущих меток. Также можно вещи отправить другим рейсом, прямо в пункт прилета, если пассажиру необходимо по дороге завернуть в еще один город, а затем следовать дальше. Такая услуга называется «сквозная регистрация». Она относительно новая и пока используется не всеми авиакомпаниями.
Со своим уставом
Как уже отмечалось, единого мирового стандарта в отношении перевозки багажа для всех авиакомпаний не существует. Каждое государство устанавливает свои правила. Их необходимо знать досконально, особенно путешествуя по загранице. Так, в аэропорту Дубая, если среди вещей прилетевшего или убывающего пассажира будет обнаружена не исламская религиозная литература, меры в отношении него могут быть довольно суровыми. Доказывать свое право на чтение книг иной веры может только усугубить ситуацию. Подобными запретами отличается едва ли не каждая ортодоксальная страна.
К весу и габариту чемоданов также есть отдельные требования. И не только у определенной страны при пересечении ее государственной границы, но и при путешествиях на ее внутренних рейсах. Вторые могут быть не такими строгими как первые. Туристы часто довольно детально вникают в них, чтобы получать больше привилегий в плане провоза вещей внутри страны. Так и гости нашего государства должны соответствовать требованиям российских законов. На них, как и на нас, распространяются те же правила провоза багажа в самолете. «Аэрофлот» это или любая другая компания – не имеет значения. Внутри каждой страны они действуют в равной степени на всех.