В Советском Союзе существовала много легендарных машин, большинство из которых выпускалось ограниченными сериями, и не были доступны обычному человеку. Автомобиль «Чайка» – один из таких представителей. Наиболее популярными в этой серии были модификации ГАЗ-13 (выпуск с 1959 по 1981 год) и ГАЗ-14 (1977-1988). Рассмотрим характеристики и особенности транспортных средств.
ГАЗ-13
Эта модель заменила морально устаревший ЗИМ. Конструкторы автомобиля «Чайка-13» применили в конструкции отдельную Х-образную раму, оригинальную для того времени. Кузов фиксировался в 16-ти точках посредством резиновых виброизолирующих прокладок. Конструкция получилась полунесущего типа, нагрузку воспринимают все силовые детали машины, включая короба порогов. Такое решение позволило существенно облегчить транспортное средство.
Автомобиль «Чайка» был габаритнее предшественника, поэтому использование несущей рамы стало нецелесообразным. Кроме того, жесткость кузова являлась одним из проблемных мест машины. В итоге вес новой модели остался практически на том же уровне с одновременным увеличением крутильного показателя и долговечности конструкции.
Впервые горьковские конструкторы внедрили четырехкамерный карбюратор, гидравлический усилитель руля, вакуумный аналог для тормозов, электрические стеклоподъемники, радиоприемник с антенной от электропривода. Силовой агрегат также стал другим. Вместо рядной «шестерки» установили V-образный мотор прогрессивной сборки.
Характеристики в цифрах
Автомобиль «Чайка» ГАЗ-13 обладает следующими параметрами:
- Типы кузова – семиместный седан, фаэтон или лимузин.
- Компоновка – с передним размещениям мотора и ведущим задним приводом.
- Трансмиссионный узел – автоматическая гидроступенчатая коробка на три режима.
- Длина/ширина/высота – 5,6/2,0/1,62 м.
- Просвет дорожный – 18 см.
- База колесная – 3,25 м.
- Колея передняя/задняя – 1,54/1,53 м.
- Полный вес – 2,66 т.
- Набор скорости от 0 до 100 км – 20 секунд.
- Скоростной порог – 160 км/ч.
- Вместимость топливного резервуара – 80 л.
- Расход горючего на 100 километров пути – 18-21 л.
Модификация ГАЗ-14: дизайн
Автомобиль «Чайка» этой серии выпущен на смену 13-ой модели по причине обновления дизайна и повышения престижа модели класса люкс. Некоторое сходство рассматриваемого авто имеется с американскими «коллегами» 50-х годов выпуска. Обновленный лимузин приобрел более строгие черты и ряд конструктивных изменений.
Некоторое сходство автомобиля «Чайка» нового поколения наблюдалось с «Шевроле Импалой». Транспортное средство лишилось дутых форм, получило гладкое ветровое стекло, массивные крылья, хромированные детали. Производилась машина в одном цветовом оформлении – черном глянце. В оснащении появились противотуманные фары, хромированный молдинг и аналогичные колесные диски с боковыми флипперами. Переднюю часть машины украсила четырехуровневая оптика и внушительная радиаторная решетка.
Параметры и габариты
По советской классификации, легковые автомобили «Чайка» 14-ой серии относятся к большой категории. Основные характеристики транспортного средства:
- Длина/ширина/высота – 6,1/2,02/1,53 м.
- Масса снаряженная – 2600 кг.
- База колесная – 3450 мм.
- Просвет дорожный – 220 мм.
- Силовой агрегат – восьмицилиндровый бензиновый мотор типа ЗМЗ с парой карбюраторов.
- Объем рабочий – 5526 куб. см.
- Размещение клапанов – верхнее.
- Момент крутящий – 452 Нм.
- Максимальный показатель мощности – 220 лошадиных сил.
- Блок цилиндров изготовлен из алюминиевого сплава.
- Предельная скорость – 175 км/ч.
- Расход горючего – от 22 до 29 литров на 100 километров пробега.
- Используемое топливо – АИ-95 «Экстра».
Основные узлы
Рассматриваемая модель автомобиля «Чайка» под индексом 14 стала мощнее и массивнее по весу. Это потребовало улучшение блока трансмиссии. На указанную версию монтировалась автоматическая коробка передач с тремя режимами и гидравлическим трансформатором. Задний мост оснастили картерной балкой. Передаточное число основной передачи составило 3,58.
В части заднего моста ГАЗ-14 стал полностью модернизированным вариантом 13-ой сборки. Благодаря усовершенствованиям, уменьшился центр тяжести транспортного средства, увеличилась устойчивость техники на высоких скоростях. Рама представляет собой Х-образную конструкцию с тоннелем хребтовой конфигурации.
Фронтальная подвеска включает пару поперечных рычагов, шаровые опоры и резинометаллические шарниры. Задний аналог преобразовался в рессоры с листами, дополнительно усовершенствованной амортизацией, увеличился комфорт передвижения и плавность хода.
Динамика
Сервис автомобиля «Чайка» нового выпуска предполагал обслуживание коробки переключения передач с более длинными скоростями. Первый и второй режим получили передаточное число 2,64 и 1,55 соответственно. Третья скорость – прямого действия, задний мост укорочен до 2,0. Короткая основная пара компенсирована широкими колесами с покрышками на 15 дюймов (9,35).
Конфигурация АКПП схожа с гидромеханическим аналогом предшественника. Та, в свою очередь, являлась практически полной копией узла от американского детища «Круиз-Матик» (эксплуатировалась на «Фордах»). Также видоизменился селектор на кожухах тоннеля трансмиссии, последовательность выбора диапазонов переключения классифицировалась в международном формате.
Особенности
Сейчас рассматриваемые лимузины можно приобрести только на вторичном рынке, и то это не так просто. Стоимость каждого экземпляра зависит от технического состояния и модификации. Цена автомобиля «Чайка» варьируется от одного до четырех миллионов рублей. Стоит отметить, что качество металла у машин высокое, поэтому ржавых экземпляров не так много. Кроме того, вряд ли такие модели могли накатать огромный километраж пробега ввиду своей индивидуальности.
Интересные факты
За весь период серийного производства ГАЗ-14 было произведено три линейки этого авто. Самая известная версия – фаэтон ГАЗ-1405. Он представлял собой парадное авто, выпускаемое в период с 1982 по 1988 год. Всего было собрано 15 экземпляров, которые участвовали на военных парадах в качестве транспорта для военных чиновников высшего уровня.
Также было изготовлено пять «универсалов». Их предназначение – транспортировка главных лиц страны в медицинские учреждения. Производил санитарную версию завод РАФ под индексом 3920.
Один из «медицинских» лимузинов был окрашен не в черный, а белый колер. Его правительство СССР подарило кубинскому лидеру Фиделю Кастро.
Первая модификация ГАЗ-14 вишневого цвета была сконструирована в 1976 году специально ко дню рождения генерального секретаря компартии Леонида Брежнева. Остальные «Чайки» окрашивались преимущественно в черный колер, оснастка салона представлена в бежевом или серо-зеленом оформлении.
Итог
Выше рассмотрено, что представляет собой легендарный автомобиль представительского класса «Чайка». Пожалуй, это одна из немногих машин советского производства, которая отличалась максимальным уровнем надежности и комфорта. Нужно ли приобретать подобную модель, решать вам. Она скорее имеет ценность как музейный или коллекционный экспонат, чем в качестве транспортного средства для ежедневного пользования.