Георг Гегель – немецкий философ XIX века. Его система претендует на универсальность предметного охвата. Важное место в ней занимает философия истории.
Диалектика Гегеля – это развитый взгляд на историю. История в его понимании предстаёт как процесс становления и саморазвития духа. Она в целом рассматривается Гегелем как реализация логики, то есть самодвижения идеи, некоего абсолютного понятия. Для духа, как основного субъекта, историческая и логическая необходимость – познать себя.
Феноменология духа
Одна из важных философских идей, которые развивал Гегель, - феноменология духа. Дух для Гегеля – это не индивидуальная категория. Имеется в виду не дух отдельного субъекта, а сверхличное начало, имеющее социальные корни. Дух – это «я», которое есть «мы», и «мы», которое есть «я». То есть это общность, но она представляет собой некую индивидуальность. В этом тоже проявляется диалектика Гегеля. Форма индивида – это универсальная форма для духа, так что конкретность, индивидуальность присуща не только отдельному человеку, но и какому-либо обществу или религии, философскому учению. Дух познаёт сам себя, своё тождество с предметом, поэтому прогресс в познании – это прогресс в свободе.
Концепция отчуждения
Диалектика Гегеля тесно связана с концепцией отчуждения, которое он считает неизбежной фазой развития чего бы то ни было. Субъект процесса развития или познания воспринимает любой предмет как нечто чуждое ему, создаёт и формирует этот предмет, который выступает как некое препятствие или то, что довлеет над субъектом.
Отчуждение относится не только к логике и познанию, но и к социальной жизни. Дух объективирует себя в культурных и социальных формах, но все они – внешние силы по отношению к индивиду, нечто чужеродное, что подавляет его, стремится подчинить, сломать. Государство, общество и культура в целом – институты подавления. Развитие человека в истории – это преодоление отчуждения: его задача – освоить то, что принуждает его, но в то же время является его же творением. В этом заключается диалектика. Философия Гегеля ставит перед человеком задачу: преобразовать эту силу так, чтобы она была свободным продолжением его собственного существа.
Цель истории
Для Гегеля история – это конечный процесс, то есть у неё есть чётко определённая цель. Если цель познания – постижение абсолюта, то цель истории – это формирование общества взаимного признания. В нём реализуется формула: я есть мы, а мы есть я. Это общность свободных индивидов, которые признают друг друга в качестве таковых, признают саму общность как необходимое условие реализации индивидуальности. Диалектика Гегеля проявляется и здесь: индивид оказывается свободным только через общество. Общество взаимного признания, по Гегелю, может существовать только в форме абсолютного государства, и философ понимает его консервативно: это конституционная монархия. Гегель всегда считал, что история уже подошла к своему финалу, и даже первоначально связывал свои ожидания с деятельностью Наполеона.