Реализм – это художественный метод, в рамках которого живописцы и писатели стремятся изобразить действительность правдиво, объективно, в её типических проявлениях.
Основные черты, характеризующие реализм, – это историзм, социальный анализ, взаимодействие типичных характеров с типичными обстоятельствами, саморазвитие персонажей и самодвижение действия, стремление воссоздавать мир как непростое единство и противоречивую цельность. Этим же принципам следует изобразительное искусство реализма.
Герой реализма
Одна из главных черт каждого художественного метода – тип героя. Реализм – это особенные отношения персонажа и окружающего его мира.
С одной стороны, герой реализма – это суверенная уникальная личность. В этом проявляется влияние гуманизма и наследство романтизма: внимание обращено не на то, насколько человек хорош, а на то, что он уникален, это глубокая самостоятельная личность. Потому данный персонаж не может быть тождественен автору или читателю. Человек, каким его видит реализм, – это не "второе я" писателя, как у романтиков, и не комплекс каких-то черт, а некто принципиально иной. Он не укладывается в авторское миросозерцание. Писатель исследует его. Поэтому нередко герой в сюжете ведёт себя не так, как изначально планировал автор.
Живя по своей логике другого человека, он выстраивает свою судьбу.
С другой стороны, этого уникального героя невозможно отделить от многообразных связей с другими персонажами. Они составляют единство. Одного героя уже нельзя прямо противопоставить другому, как в литературе романтизма. Действительность изображается и объективно, и как образ сознания. Человек в реализме существует в действительность и в то же время – в поле своего понимания реальности. К примеру, возьмем пейзаж за окном, который даётся в произведении. Это одновременно и картинка с натуры, и в то же время – отношение человека, поле сознания, а не чистая реальность. Это же касается вещей, пространства и так далее. Герой вписан в окружающий мир, в его контекст – культурный, социальный, политический. Реализм существенно усложняет образ человека.
Авторская позиция в литературе реализма
Художественная деятельность с позиций реализма – это активность познавательная, но направленная на мир персонажей. Поэтому писатель становится историком современности, реконструирующим её внутреннюю сторону, а также скрытые причины событий. В литературе классицизма или романтизма драму личности можно было оценивать с позиций её положительности, видеть противостояние «хорошего» героя и «плохого» мира вокруг него. Было принято описывать персонажа, который чего-то не понимает в объективной реальности, но затем получает некий опыт. В реализме смысловое целое произведения объединяет мир с героем: окружающее становится полем нового воплощения тех ценностей, которыми изначально обладает персонаж. Сами эти ценности корректируются в ходе перипетий. Автор при этом находится вне произведения, над ним, но его задача – преодолеть собственный субъективизм. Читателю передаётся лишь некий опыт, которого он не может испытать, не читая книги.