Эпохи классицизма и Просвещения, господствовавшие на протяжении двух столетий в философии, литературе и искусстве, закончились французской буржуазной революцией, прогрессивные идеи которой быстро переродились в кровавый террор, казни и идеологическое нетерпение. Ответом на столь ощутимые противоречия между высокими идеями и весьма неприглядной действительностью, которую они породили, явилось возникновение очень обширного и всеобъемлющего культурологического феномена – романтизма - последнего по своему охвату и глубине идей направления в истории искусства, которое нашло яркое выражение в литературе, музыке и живописи.
Романтизм в литературе и искусстве стал высшей точкой идей гуманизма, которые появились еще во времена Возрождения. Именно тогда возникло пристальное внимание к земному человеку, с его недостатками и слабостями, он стал центром Вселенной, мерилом всего сущего. Результаты буржуазных революций, породившие острые противоречия в умах молодежи и показавшие всю несостоятельность идей Просвещения, заставили вновь обратить внимание на внутренний мир личности, на его своеобразие и глубину, отвергнув рассудочные общественно-политические идеи всеобщей гармонии и благоденствия.
Романтизм в литературе и искусстве окружающий человека мир представлял как тайну и загадку, постичь которую можно только чувствами, эмоциями и сердцем. Рациональная действительность заменяется фантастическими мирами, которые невозможно познать разумом. Только сильные чувства способны противостоять миру, причем по силе и глубине они столь же могучи, как и Вселенная.
Романтический герой всегда смело бросает вызов окружающему миру, он прекрасно осознает свою исключительность, гордится ей, понимая при этом, что его гибель неизбежна, ведь он находится в конфликте не с отдельными людьми или социальными обстоятельствами, а с целой Вселенной. Романтизм в литературе и искусстве глубоко и с большой любовью изображает внутренний мир героя, его сильные душевные переживания. Причем переживания эти бесконечны, ведь романтические герои - это тугой клубок противоречий. Бунтуя против несовершенного мира, одни из них устремляются ввысь, стараясь достичь совершенства, равного Богу, другие, напротив, погружаются в пугающую глубину зла и порока.
Романтизм в литературе столь же по-разному строит художественное пространство. Одни писатели-романтики пытаются найти идеал в средневековье, там они видят более чистое и незамутненное время, другие проектируют утопии, создавая идеальные модели будущего. Но все они пытаются уйти от настоящего, где кроме убогой буржуазной действительности нет ничего.
Романтизм в литературе стал основателем новых форм и сформулировал новые задачи, которые остаются актуальными и в наши дни. Писатели-романтики создали новое содержание, предложили новые художественные образы, где главным становится бунт против серости и обыденности, а герой превращается в цельного и гармоничного человека, постигающего и охватывающего своей необычной и могучей личностью не только законы земного существования, но и небесные идеалы.
Романтизм в искусстве и литературе сформировал принципы народности и историзма, которые стали основополагающими в дальнейшем развитии искусства. Еще одним интересным начинанием этого направления стала теория романтической иронии, сформулированная теоретиком, немецким философом Ф. Шлегелем. Он провозгласил великую роль искусства как совершенного инструмента познания и преобразования мира, соответственно, художники романтизма – великие творцы, равные Богу. Но понятно было и то, что любой, даже самый талантливый художник -всего лишь человек, и взгляд его на мир субъективен и ограничен. Теория романтической иронии и стала ответом на данное противоречие между идеалом в романтическом искусстве и действительностью. Шлегель утверждал, что ирония должна обязательно присутствовать во взгляде художника не только на окружающий мир, но и на самого себя, на творческий процесс и на его результат. Таким образом, творец признается в своем несовершенстве и в невозможности создать идеал, так как неспособен разгадать загадку мира и вселенной.