Гонки на грузовиках набирают популярность по всему миру. Зрелищные соревнования мощных машин притягивают сотни тысяч болельщиков. Давайте разберемся в истории и особенностях этого экстремального вида автоспорта.
История гонок грузовиков
Гонки на грузовых автомобилях зародились в 1970-х годах параллельно в США и Европе. В Америке экстремальные заезды на фурах устраивали сами дальнобойщики на просторных автомагистралях, что приводило к авариям. Чтобы перевести стихийные гонки в законное русло, в 1979 году была основана Американская ассоциация трак-рейсинга (ATRA), организовавшая первый официальный чемпионат США.
В Европе идея проведения гоночных соревнований на грузовиках пришла от водителей-любителей, которые во время гонок Формулы-1 устраивали показательные заезды на большегрузах. Эта инициатива была поддержана Международной автомобильной федерацией (FIA), и в 1985 году стартовал первый чемпионат Европы по трек-рейсингу.
Уже первые официальные соревнования грузовиков собрали десятки тысяч зрителей и вызвали большой ажиотаж. К 1990-м годам популярность гонок на большегрузах значительно выросла. Трак-рейсинг стал проводиться не только в Северной Америке и Европе, но распространился в Азии, Австралии, Латинской Америке.
В 1990-2000-х годах во многих странах появились собственные национальные чемпионаты по гонкам на грузовиках:
- Мексика - Tractocamiones (с 1992 г.)
- Бразилия - Formula Truck (с 1996 г.)
- Австралия - V8 Super Trucks (с 1988 г.)
- Индия - T1 Prima Truck Racing Championship (с 2014 г.)
Так трак-рейсинг превратился в полноценный и чрезвычайно зрелищный вид автоспорта, привлекающий миллионы болельщиков по всему миру.
Технические особенности гоночных грузовиков
Гоночные грузовики существенно отличаются по своим техническим характеристикам от серийных машин. Их двигатели форсированы до 1000-1400 лошадиных сил. Мощность и вес грузовиков ограничены правилами гонок для обеспечения безопасности и равных условий соревнований.
Существует деление гоночных машин на три класса:
- Класс А - двигатель до 12 литров, вес до 5 тонн
- Класс В - двигатель до 14 литров, вес до 5,5 тонн
- Класс С - двигатель до 18,5 литров, вес до 6 тонн
По сравнению со стандартными грузовиками, гоночные машины проходят серьезную доработку: усиливается рама, меняется подвеска, ставятся спортивные трансмиссия и тормоза, облегчаются детали интерьера.
Благодаря этому гоночные тягачи способны разгоняться до 250 км/ч и показывать впечатляющую динамику в поворотах, несмотря на свой вес в несколько тонн. Гонки грузовиков по зрелищности ничуть не уступают заездам Формулы-1.
Таким образом, были рассмотрены ключевые вехи в истории зарождения и становления гонок на грузовых автомобилях, а также их основные технические особенности. Далее перейдем к обсуждению формата, правил и известных участников этих захватывающих соревнований.
Формат и правила гонок
Гонки на грузовиках проводятся как на кольцевых трассах, так и в формате ралли-рейдов. Наиболее популярны кольцевые соревнования, так как они проходят на высоких скоростях и обеспечивают лучший обзор для зрителей.
Отличительной особенностью является старт гоночных грузовиков с хода при ограниченной начальной скорости до 70 км/ч. Максимальная скорость во время заезда не должна превышать 160 км/ч.
В гонках участвуют как заводские команды ведущих производителей грузовиков, так и частные пилоты на самостоятельно подготовленной технике.
Самые известные трассы для гонок грузовиков находятся в США (Атланта Мотор Спидвей), Германии (Нюрбургринг) и Испании (Харама).
Несмотря на ограничения по скорости, гонки грузовиков остаются достаточно опасным видом спорта. Наиболее распространенный риск - это аварии и столкновения, особенно на поворотах. Поэтому особое внимание уделяется мерам безопасности пилотов и зрителей.
Известные пилоты и команды
За многолетнюю историю трак-рейсинга в нем выделилось немало ярких имен пилотов и успешных команд.
В чемпионатах Европы доминируют немецкие производители грузовиков MAN и DAF, а также Mercedes-Benz и чешская Buggyra. Эти команды ежегодно претендуют на победу.
В ралли-рейдах более 30 лет лидирует российская команда КАМАЗ-Мастер, завоевавшая 17 побед на ралли Дакар.
Среди известных пилотов можно выделить многократных чемпионов Антонио Альбакете (Испания), Герда Кербера (Германия), Эдуарда Николаева (Россия).
Рекорды скорости и дальности
Несмотря на ограничения, гоночные грузовики продолжают устанавливать все новые рекорды скорости и дальности.
Абсолютный рекорд скорости для грузовиков был поставлен в 2002 году нидерландским пилотом Йорисом ван Овербиком и составил 256,9 км/ч.
Рекорд average speed на дистанции 24 часа принадлежит MAN и равен 133,5 км/ч (2017 г.).
Наибольшее расстояние за 24 часа - 4361 км - преодолел грузовик Freightliner в 2005 году.
Поддержка производителей
Гонки на грузовиках активно поддерживаются ведущими производителями тяжелой техники как эффективное PR-средство.
Участие в чемпионатах позволяет продемонстрировать надежность и возможности грузовых автомобилей перед миллионной аудиторией болельщиков.
Компании MAN, DAF, Renault и другие создают заводские гоночные команды, разрабатывают специальные модели для трек-рейсинга, выступают в роли спонсоров соревнований.
Благодаря продвижению через автоспорт, бренды грузовиков получают дополнительную узнаваемость и имидж надежной высокотехнологичной продукции.