Международная торговля и внешнеторговая политика в сфере услуг становится все более важным и быстрорастущим сегментом внешнеэкономических связей. За последние десятилетия ее объем превысил уровень более 4 трлн. долл. В мировом обороте доля услуг составляет 20%, где 1/3 составляет туристский сектор. Кроме того, рост торговли услугами на 25% опережает рост мировой торговли товарами. В России оборот торговли услугами в 2010 превысил по стоимости 2,5 млрд. долларов.
Международная торговля и торговая политика в сфере услуг предполагают особенности, прежде всего, в их географическом распределении. Около 70% стоимости всех экспортируемых услуг приходится на США, ФРГ, Великобританию, Японию, Францию и др. Эти страны специализируются, преимущественно, на предоставлении услуг в области финансов, связи, туризма, культуры и образования. Развивающиеся же страны либо специализируются на предоставлении определенных видов услуг, например туризм (Ямайка), транзит (Панама) и др., либо выступают на рынке экспортерами сырья и торговля услугами составляет не более 10% совокупного экспорта (Иран, Ангола).
В Беларуси, например, внешняя торговля и торговая политика пока носят ассиметричный характер, где более 70% экспорта и 40% импорта составляют транспортные услуги. Далее по объемам внешней торговли следуют строительные услуги, услуги связи. Туристские услуги могут стать перспективной статьей экспорта для республики, но в настоящее время их доля в экспорте не превышает 3 %.
Внешняя торговля и торговая политика в обмене услугами предусматривает ряд закономерностей и тенденций развития.
Во-первых, продолжает совершенствоваться структура сферы услуг: возникают новые виды; активно выделяются как объект торговли виды услуг, ранее носившие вспомогательный характер; появляются рынке крупные интегрированные компании, поставляющие потребителю «пакет» услуг.
Во-вторых, развитие торговли услугами происходит также благодаря изменениям в технологии. Отсюда вытекает следующая тенденция — усиление роли информационных технологий. Изменения в области информационных технологий, либерализация торговли услугами и многие другие факторы приводят к следующей тенденции — растущей интернационализации деловой активности. И проявляется это, прежде всего, в деятельности ТНК на мировом рынке услуг. Внешняя торговля и торговая политика США, например, строится на производстве услуг в основном за рубежом.
Одной из важнейших тенденций развития торговли услугами остается снижение барьеров в международной торговле и инвестициях.
Таким образом, в XXI веке внешняя торговля и торговая политика в сфере услуг продолжают динамично развиваться и играть все более заметную роль. Это напрямую определяет внешнеторговый имидж страны и состояние ее валютного положения. Эта зависимость проявляется в следующем:
Успешность внешней торговли обуславливает экономическую ситуацию внутри страны.
Между валютным курсом и объемом внешней торговли существует положительная зависимость, однако валютный курс - не единственный фактор, влияющий на внешнюю торговлю.
С удешевлением валюты происходит увеличение экспорта.
Ослабление валюты происходит за счет увеличения процентных ставок, а это очень пагубный механизм для экономики: кредиты становятся более дорогими.
Участники международной торговли заинтересованы в стабильном валютном курсе, изменения которого последовательны и предсказуемы.
В условиях рыночной экономики валютный курс отображает реальные макроэкономические показатели страны, и его изменение может лишь стимулировать внешнюю торговлю, никак не оказываясь для нее решающим фактором роста.
Рост торговли зависит от положения дел на самих предприятиях : высокое качество, низкая себестоимость и грамотный сбыт повышают конкурентоспособность национальных товаров и стимулируют рост торговли.