Такое пестрое средневековье
А Средневековье было весьма пестрым, и к цвету тогда относились весьма пристрастно. Красный, розовый, голубой - обожали. Черный, синий, фиолетовый – уважали. Желтый, рыжий - презирали. Белый считали не цветом, а его отсутствием. Такое отношение объяснимо не только с эстетической точки зрения. На то были социальные, исторические, политические и даже гендерные причины, хотя тогда и слова такого не знали.
У кого розовый чепчик?
Красный цвет был привилегией мужчин. Как символ богатства он к лицу и женщине, но с ее тонкой натурой никак не вяжутся другие толкования красного - сила, ярость и кровь. И женщины присвоили себе розовый – он близок к красному, тоже означает богатство, но далее следуют противоположные характеристики: хрупкость, кротость и доброта. Вот такое гендерное объяснение. Современные папы и мамы подбирают для новорожденной дочки розовые чепчики и распашонки, прохожие по розовому цвету коляски безошибочно определяют пол находящегося в ней ребенка. А почему розовый цвет понимается как женский, ни один из них не скажет. Ясный пример того, как мода, даже ушедшая, накладывает отпечаток на обычаи и представления общества.
Люди в черном
Уважение средневековой публики к черному объясняется такими категориями, как мораль, духовность, набожность. Черные средневековые платья говорили об умеренности желаний, скромности нрава и христианском смирении тех, кто их носил. Кроме того, черный был тогда и остается сегодня цветом смерти, траура и печали. Именно эта мрачная, мистическая символика привлекает в нем готов. Ею можно объяснить и современную традицию вязать черные ленточки в знак траура по умершим.
Почему кровь голубая?
Выражение «голубых кровей» тоже родом из тех времен. В средневековой Франции этот цвет считался королевским. Объяснения просты: во-первых, семейство Капетингов (королевская династия) предпочитало именно голубой; во-вторых, натуральные красители ярких цветов стоили дорого, а ткани выгорали быстро. Обновить гардероб, чтобы не ронять статус, могли только богатые люди. А кто богаче королей? Кто, кроме них, мог себе позволить этот самый трудный (в смысле технологии покраски), самый дорогой и самый прихотливый из всех цветов? Но даже имея деньги, нельзя было просто пойти в магазин и купить средневековое платье. Наряды шились только на заказ, причем очень долго. В лавке только ткани продавали и украшения. Позднее цветовая монополия исчезла, но «голубая кровь» осталась.
Желтый – униженный и отверженный
Несколько слов о цветах-изгоях - желтом и рыжем. Тогда, чтобы оскорбить англичанина, достаточно было показать ему лоскут рыжей ткани. В желтые средневековые платья одевали вероотступников, еретиков. В некоторых городах их обязаны были носить евреи и мусульмане. Вероятно, желтая звезда, которой фашистские изверги клеймили евреев, является отголоском средневековых предрассудков. Этот цвет еще считали символом измены, глупости и распутства. Поэтому проституткам надлежало носить желтые одежды. Наверное, понятие «желтый билет» обязано происхождением именно этому правилу. Одни только клоуны любили этот цвет и в пику общественному и придворному мнению носили желтую одежду.
В 21 веке все цвета равные
О значении цвета в средневековых одеяниях есть еще много интересного и неожиданного. А здесь в качестве логического завершения заметим, что для почитательниц и почитателей средневековой моды в 21 веке цвет не столь важен. И уж если решено сшить стилизованное или настоящее средневековое платье, выкройка, ткань и декоративная фурнитура гораздо важнее, чем цвет. Это, разумеется, не относится к готам и невестам.