Витебский вокзал - один из старейших вокзалов Санкт-Петербурга. Он расположен на ветке Октябрьской железной дороги, связывающий северную Пальмиру с Белорусью. Он является отправной точкой и для отдыхающих, стремящихся посетить самые очаровательные уголки пригородов северной столицы. Располагается Витебский вокзал у станции метро "Пушкинская".
Исторический памятник
История Витебского вокзала связана с историей создания в Санкт-Петербурге железной дороги, которая сейчас носит название Октябрьская железная дорога. Именно ветка, начинающаяся от Витебского вокзала, стала первой железнодорожной веткой города. Тянулась она сначала до Царского села и до 1837 года предполагала передвижение всего нескольких вагонов, перемещавшихся за счет впряженных в состав лошадей. А в 1837 году состав уже тянуло чудо новейшей техники - паровоз "Проворный". В память об этом событии на вокзале установлен памятник - макет "Проворного".
Сзади вокзального здания расположился Царский павильон, который служил для посадки императорской семьи и приближенных в личный состав, следующий до Царского Села, где располагалась одна из жемчужин императорских летних резиденций под Петербургом.
Прочие железнодорожные пути здесь имели военное значение, и история их функционирования связана с Первой мировой войной. Поэтому на территории Витебского вокзала был установлен памятник солдатам Первой мировой.
На парадной лестнице между холлами первого и второго этажа установлен бюст Николаю I в честь его заслуги в том, что Санкт-Петербург в XIX веке стал функционировать и развиваться как крупный железнодорожный узел.
Архитектура первых вокзалов
Первоначально вокзал представлял собой невысокое деревянное строение, установленное на территории плаца Семеновского полка. И привлекало публику совсем не здание, а прибывающий к нему и издающий резкие гудки, а позже приятные органные мелодии, паровоз.
Лишь к 1849 году временное здание и деревянная платформа были разобраны и начато возведение современного каменного вокзала. Витебский вокзал спроектировал известный архитектор Константин Тон. Он поставил его фасад по одной оси с казармами Семеновского полка.
Здание вокзала было построено в популярном в те годы архитектурном стиле эклектика. Но это сооружение до нашего времени не дожило. От него поезда могли доехать только до пригородной императорской резиденции Павловск, некогда с большой любовью обустроенной владельцами - императором Павлом I и его женой Марией Федоровной. Территория резиденции была решена как царство Аполлона и Муз. Здесь был открыт первый музыкальный "воксал", к которому и приходили составы из Санкт-Петербурга.
Особенности архитектуры
Уже в начале XX века дорога на Павловск была продлена до Витебска. Тогда же эта часть железной дороги перешла в состав Московско-Виндаво-Рыбинской. А несколько позже путь Витебского участка был продлен до Жлобина, а затем до Одессы.
В начале же XX века было принято решение о сносе вокзала Тона и возведении на его месте вокзального сооружения в стиле модерн по проекту Бржозовского.
Здание Витебского вокзала было выполнено асимметричным. Главными акцентами являются высоко врезающаяся в небо часовая башня и купол над центральным вестибюлем. Хорошо видны элементы фасада Витебского вокзала от станции метро и служат своеобразным маяком для отъезжающих. Центр главного фасада выделен ризалитом с витражной аркой, а скругленный угол фасада по второму этажу декорирован сдвоенными колоннами.
Ризалит парадного входа фланкируют рельефные изображения перекрещенных якорей и скипетра - элемента герба Санкт-Петербурга и Георгия Победоносца, убивающего змия, помещенные в форму геральдических щитов. Над оконной аркой выступающие трапециевидные выступы напоминают солнечные лучи. А сверху фасад украшен растительными композициями и гирляндами.
Внутренняя планировка вокзального комплекса
Витебский вокзал Санкт-Петербурга в начале XX века был разделен на несколько залов для пассажиров разного общественного класса. До сих пор сохранились там металлические отопительные печи и дореволюционные надписи. Да и весь интерьер до сих пор напоминает нам эпоху XIX столетия.
Самое богатое помещение - холл, который был предназначен для аристократов. Он украшен огромным окном с цветным витражом и широкой мраморной лестницей с позолотой и перилами из дорогих пород дерева. Решетки лестниц выкованы в виде ажурных чугунных вставок, перила украшены массивными многорожковыми торшерами. В оформлении лестницы использованы часы и скульптура - бюст императора и изображение двуглавого орла, увенчанного императорской короной, рельефными головами бога Меркурия - покровителя торговли, бронзовыми витыми рельефными орнаментами из растительных элементов, выполненными из бронзы.
Зал ожидания для элиты более элегантен, и стены его украшены картинами на тему истории железнодорожного транспорта и длинными деревянными скамьями-диванами.
Техническое оснащение
Витебский вокзал в Санкт-Петербурге в начале XX столетия был оснащен современнейшими по тем временам техническими новшествами - лифтами (пассажирскими и багажными), лентами-транспортерами, рельсами на втором этаже, электрическим освещением, тоннелями. А подъездные пути впервые располагались выше уровня земли. Пути разделяло небольшое железобетонное строение, где расположился диспетчерский пункт.
Паровоз "Проворный"
Первый паровоз, прошедший по пути от Витебского вокзала в сторону Царского Села, назывался "Проворным". В пути поезд был всего 35 минут, обратно - 27 минут, и двигался он со скоростью 51-64 километра в час. Вел состав лично его создатель.
Его создателем стал немецкий инженер Франц Герстнер. К вагону были прикреплены восемь вагонов. Памятник фон Герстнеру установлен в главном подкупольном зале вокзала.
Паровоз изготовили в Англии на заводе Стефенсона. Паровоз функционировал в течение 25 лет. Его макет продолжает украшать территорию, ставшую на долгие годы отправной точкой для уходящих с Витебского вокзала поездов, направляющихся к пригородным императорским резиденциям - Царскому Селу и Павловску.