По существующей традиции, оценивать роль денежных доходов в формировании рынка потребления необходимо не только по сопоставлению показателей роста доходов и розничного товарооборота, отмечая по показателю товарооборота реализованный потенциала рынка, а по показателю денежных доходов возможности развития потребительского рынка, но и по тому, как реальный доход соотносится с ростом и объемов производства и производительностью труда.
Реальный располагаемый доход напрямую связан не только со сферой их реализации, но в первую очередь со сферой его образования. Основную долю в величине денежных доходов занимает заработная плата, формирующая совокупный годовой доход и которая выступает ценой труда как фактора производства. Поэтому рост заработной платы и, как следствие, реальный доход, должен быть связан с ростом объема производства.
Для изучения этой взаимосвязи - изменения объема потребительских товаров и величины денежных доходов можно использовать общеизвестную формулу, предлагаемую в любом учебнике по экономике. Согласно ее, логично предположить, что при эффективном функционировании национальной экономики рост производства должен опережать рост доходов и только таким образом влиять на реальный доход. Однако это наблюдается не всегда и, не везде зависит от стратегии государства в сфере корректировки потребительского рынка
Если коэффициент опережения ниже единицы, то по характеру его проявления на потребительском рынке можно судить, что в государство проводит политику «дорогих денег», когда объем производства привязан к цене одного из важнейших факторов производства (рабочей силы). Если он больше единицы, то государство проводит политику «дешевых денег», в основном направленную на стимулирование потребления. И ее можно считать эффективной в том случае, если она способствует оживлению внутреннего потребительского рынка: росту производства и реализации отечественных потребительских товаров, сокращению товарных запасов.
Если в стране или регионе проводилась политика «дорогих денег» с целью стабилизации экономики и замедления темпов инфляции, это, естественно, снижало реальный доход жителей. Как правило, такая политика сопровождается заниженным показателем товарных запасов и низкой активностью потребительского рынка. Поддерживается такой режим для того, чтобы насытить рынок потребительским товарами и не допустить опережения роста доходов без соответствующего роста темпов производства, что неминуемо спровоцировало бы инфляцию и, в свою очередь, вновь бы привело к тому, что реальный доход начал бы падать.
Когда темп роста доходов практически выравнивается с темпами роста производства и производительности труда, что в целом делает рынок региона достаточно стабильным, но при этом не достаточно сбалансированным по соответствию величины предложении величине спроса, так как величина товарных запасов в розничной торговле резко возрастает, а рынок живет в состоянии «ожидания» повышения активности потребителей. Например, такая ситуация может сложиться в том случае, когда в стране или регионе проводилась политика «дешевых денег», которую можно связать с тем, что в предыдущем году значительно выросло производство товаров массового потребления, но при этом не все произведенные товары были реализованы. Поэтому опережающий рост доходов по сравнению с ростом производства товаров был направлен на стимулирование потребления и, как следствие, сокращение величины товарных запасов.
Стабильное состояние потребительского рынка всегда характеризуется не столько возрастанием доходов, товарооборота и производства товаров, сколько оптимизацией товаров в регионе и возможностью рассматривать такое воздействие полученного результата на состояние товарных запасов в сфере обращения. Таким образом, сопоставив полученные показатели коэффициента опережения с величиной товарных запасов в розничной торговле, можно оценить результат государственной политики в области регулирования рынка через механизм формирования и реализации доходов населения.