Случается, что человек заканчивает высшее учебное заведение, неплохо заканчивает, но работать по специальности не может. Почему это происходит? Среди основных причин можно выделить несоответствие личности той деятельности, которой необходимо заниматься. Например, врач слишком переживает о каждом пациенте, что мешает ему трезво смотреть на ситуацию, спокойно реагировать. Или бухгалтер сходит с ума, когда нет возможности общаться с людьми, но нужно сосредоточиться на цифрах и подготовить отчет. Какие качества в идеале необходимы для работника той или иной профессии, помогает понять профессиограмма.
Учителя на современном этапе рассматриваются обществом не просто как люди, передающие информацию, но в первую очередь как организаторы познавательной деятельности детей. Таким образом, меняется и профессиограмма учителя. Создание такой идеальной модели помогает понять, какими личностными и профессиональными качествами, компетенциями должен обладать успешный педагог.Профессиограмма учителя, разработанная передовыми психологами-практиками, условно делится на несколько разделов, каждый из которых включает профессионально значимые качества личности и работника. Первый из них включает личностные особенности, необходимые для осуществления деятельности педагога, такие, например, как нравственность, кругозор, эрудиция, волевые качества. К следующему разделу относятся профессионально-педагогические черты личности: коммуникабельность, любовь к детям, творческие навыки, умение слышать ребят и другие.
Профессиональные знания и навыки состоят из знаний теории воспитания и обучения, методик работы с детьми разного уровня, родителями, а также практических владений ими, умения организовать как свою работу, так и работу ребят.
Модель учителя вообще не исключает, и даже требует составления более узких профессиограмм по специализации. Так, профессиограмма учителя начальных классов учитывает специфику работы с детьми младшего школьного возраста, где особую роль играет атмосфера образности, сказочности, заинтересованности. Это требует от учителя особых творческих способностей, энтузиазма, терпения, умения стать на место ученика, виртуозно использовать разнообразные игровые методики и, в конечном счете, относиться к каждому ребенку как к своему.Профессиограмма учителя иностранного языка - следующий пример, показывающий особенности педагогической специализации. Ко всем общепедагогическим качествам необходимо прибавить дополнительные, без которых данный вид деятельности не будет успешен. Например, коммуникативность, хорошая память, фонетический слух, умение научить детей организовать деятельность по запоминанию новых слов и оборотов.Для чего создается профессиограмма учителя? Это своеобразный идеал, к которому должен стремиться каждый практикующий педагог, поскольку основа успешности учителя - это самообразование. Анализ собственной личности в сравнении с профессиограммой поможет составить и скорректировать программу самосовершенствования, ведь известно, что только идущий осилит путь. Психологи советуют педагогам-предметникам составлять собственную профессиограмму, которая поможет им наметить задачи личностного развития на ближайшее время. Идеальных учителей, как и людей, нет, но это не означает, что не нужно стремиться к совершенству!