Карма - это слово, которое нельзя перевести. Одним из основных его значений является «поступок». Однако в древнем языке индусов (который называется «санскрит») столько много толкований о карме, что невозможно расшифровать его так буквально.
Если раскрывать это значение, исходя из качества его повседневного употребления, то вы можете заметить, что огромная часть смысловой нагрузки этого слова утеряна или просто сильно утратила ясность. По опросу среди американцев выяснилось следующее: люди считают, что карма - это судьба. Причем это обязательно плохая судьба, злой рок, неизменяемая и непостижимая сила, которая берет свое начало в прошлом и проецируется на будущее. Американцы употребляют это слово в том значении, что с кармой невозможно бороться, и люди бессильны перед лицом неумолимой судьбы. Поэтому многие и считают, что карма - это фатализм, и отвергают восточную концепцию. Ведь по мнению необразованных людей, кармой можно оправдать любые несправедливости или страдания: «Он бедный, и это его карма», «У нее нет детей - это все кармическое». От таких мыслей один шаг до утверждений, что эти люди однозначно и заслужили страдания. На сегодняшний день, однако, псевдобуддийские концепции получили распространение. Везде можно увидеть объявления по типу «диагностика кармы». В специализированных заведениях людям предоставляют возможность узнать свою карму со стопроцентной точностью. Популярна фраза и «чистка кармы», а обряд такой проводят разнообразные маги, экстрасенсы, колдуны. Однако мало кто из них действительно задумывался над тем, что он пытается сделать.
Ошибочное восприятие – следствие факта, что карма - это буддийская концепция, которая была занесена с Востока на Запад вместе с совершенно небуддийской. На данный момент, если быть предельно честными, можно сказать, что и многие современные буддисты воспринимают карму как фатальную судьбу и злой рок. Однако ранняя исконная традиция показывает, что это мнение также ошибочно.
В традиционном буддизме карма - это многогранное, нелинейное и сложное понятие. Как ни странно, но в этом вопросе прошлому придается не так уж много значения в отличие от представлений современных американцев. Многие добуддийские школы в Индии верили, что кармическая ответственность идет по прямой линейной траектории, то есть поступки в далеком прошлом однозначно воздействуют на будущее и настоящее. Однако такая концепция подразумевала ограниченность свободы выбора человека. Буддисты посмотрели на вопрос чуть иначе.
Для последователей учения принца Сиддхартха Гаутамы карма - это сложная сеть причинно-следственных обратных связей, в которой настоящий момент сформирован и прошлыми, и настоящими, и даже будущими поступками. Поэтому настоящее не обязательно абсолютно предопределено прошлым. Природу такого восприятия кармы символизирует водный поток. Таким образом, карма - это не покорное бессилие. Это представление о том, что человек может высвободить свои скрытые возможности в настоящий момент. Ведь важно не то, откуда ты пришел. Важны мотивы ума в данную секунду.