Современная банковская система более не является в экономике вспомогательной структурой, призванной облегчать проведение экономических операций. Сегодня банковский сектор – это свой особенный мир, а деньги, которые на нем обращаются, - не просто средства для взаиморасчетов, а самый настоящий товар, который покупается и продается. Благодаря столь огромной значимости банковского сектора и капитала как фактора производства, мировой рынок ссудных капиталов просто не мог не сформироваться, а сформировавшись, перейти к стадии активного развития.
Кроме того, не стоит забывать, что деньги – это наиболее мобильный товар. В эпоху электронных денег нет ничего сложного в том, чтобы перевести даже самую большую денежную сумму на другой конец земного шара, так что единственное, что сдерживает сегодня мировой рынок ссудных капиталов – это бюрократические формальности. Именно с этими самыми искусственными барьером активно борются так называемые международные финансовые организации, объясняя свои устремления тем, что единый финансовый рынок поможет в развитии всем без исключения странам. Однако подобные утверждения довольно сомнительны.
Несмотря на то, что мировой рынок ссудных капиталов претендует на равенство всех участвующих в движение денег сторон, всем абсолютно ясно, что весь мир разделился на два лагеря: кредиторов и должников. В первую группу входят наиболее развитые страны, которым удалось дойти до той стадии своего развития, когда в стране наблюдается избыток капитала, а значит, отсутствуют возможности для роста. Должники же, напротив, постоянно отстают и остро нуждаются в заемных средствах для развития экономики. В теории, и те и другие должны получать преимущества от участия в мировом движении ссудного капитала, однако на деле все выходит несколько иначе.
Рассмотрим воздействие подобных процессов на страны-кредиторы. Крупнейшие частные инвесторы этих стран, ориентируясь на рентабельность инвестированного капитала (то есть отдачу с вложенных средств) массово переносят производство в развивающиеся страны либо просто выделяют средства местным предпринимателям. Так или иначе, экономика страны-кредитора теряет рабочие места, что чревато развитием в стране экономического кризиса. Подобное развитие событие можно наблюдать в Испании, Италии, США.
В такой ситуации, казалось бы, однобокий мировой рынок ссудных капиталов должен приносить пользу странам-должникам, однако, и они оказываются в своеобразной западне. Дело в том, что получая огромные кредиты, ни правительство, ни частные предприниматели не имеют ни малейшего понятия, каким образом эти кредиты в дальнейшем отдавать. И это относится не только к нищим африканским странам, но и к таким, казалось бы, успешным экономикам как греческая. Оказавшись в беспросветной кредитной ловушке, суверенное государство утрачивает свою независимость и вынуждено подчиняться требованиям кредиторов.
Таким образом, мировой рынок ссудных капиталов в его теперешней форме не устраивает практически никого, и разрушительное воздействие глобализации на национальную экономику рано или поздно замечает каждое государство, вне зависимости от степени его развития. Дело в том, что рентабельность акционерного капитала, на которую ориентируются иностранные инвесторы, не может служить хорошим путеводителем для национальной экономики, а стремление к абстрактным глобальным интересам еще больше размывает перспективы ее развития.
К слову, одна из немногих экономик, демонстрирующих в последние годы значительный рост - это экономика КНР, отличающаяся острой национальной ориентированностью. Это как минимум, заставляет задуматься.