Умственная отсталость: причины возникновения и ее основные характеристики

В современном научном представлении понятие «умственная отсталость», определенно имеет некое собирательное значение, объединяющее различные формы патологии всей психической деятельности. По своему происхождению данные патологии могут быть связанны с генетическим повреждением мозга, органическим, интоксикационным и другими вредностями. Выделяют формы умственной отсталости, которые могут быть обусловлены влиянием различных факторов действующих неблагоприятно, носящих культурный и социальный характер. К примеру, психогенные влияния, педагогическая запущенность, неправильное воспитание, дефекты слуха и зрения.

 

К частичной или общей задержке развития организма может привести любая вредность, которая подействует на него в момент формирования или физиологического роста. Достаточно сильное и длительное патологическое воздействие на созревающий мозг легко может привести к неким отклонениям в дифференцировании, а значит, и к нарушениям в психике ребенка.

 

Умственная отсталость, а точнее ее форма и выраженность, напрямую зависят от длительности периода, на протяжении которого действовал повреждающий биологический и неблагоприятный социальный фактор. Ведущим признаком умственной отсталости, безусловно, является общее недоразвитие сложнейших форм психической деятельности. Данное патологическое состояние может быть как врожденным, так и приобретенным до 3-х летнего возраста. Умственная отсталость подразумевает снижение интеллекта, мышления, восприятия, памяти, внимания, речи, а также двигательной и эмоционально-волевой сферы.

 

Причиной умственной отсталости может стать неправильное формирование мозга или же его поражение на ранних этапах развития. К такого рода повреждениям мозга могут привести разнообразные факторы, воздействующие на плод в период внутриутробного развития, в момент родов, либо в послеродовом развитии. Также могут причиной умственной отсталости стать различные травмы, полученные младенцем при родах, интоксикации и заболевания матери в период беременности.

 

Умственную отсталость различают по своей глубине, ее диагностирование может быть затруднительным. В особенности сложности диагностики могут возникнуть с детьми, у которых умственная отсталость легкой степени. На практике достаточно трудно дифференцировать истинную умственную отсталость и временную задержку психического развития как следствие неблагоприятных социальных условий.

 

Умственная отсталость у детей проявляется в неполноценности психической деятельности и в разнообразных соматических, неврологических симптомах, именно по этой причине отмечается не только недоразвитость мозга, но и всего организма. В особенности данное положение будет выражаться в случае биологического повреждения зародыша.

 

Очень часто больные выделяются из толпы своей непохожестью и внешним видом: движения недостаточно координированные, угловатые, неловкие, конечности короткие, рот полуоткрыт, череп либо значительно увеличен, либо уменьшен, телосложение в целом непропорциональное. Достаточно часто имеются дефекты речи, зрения, слуха, присутствуют аномалии в развитии внутренних органов.

 

Для умственной отсталости характерно недоразвитие речи. Многие из таких детей произносят свои первые слова лишь только после 4-х лет. Иногда заторможенность в развитии речи обусловлена недостаточно развитой моторикой и неспособностью овладевать своими движениями. Но все же чаще всего недостаточность речи связана именно с дефектами высших психических функций. В речи умственно отсталого наблюдается скудность словарного запаса, а также некая детскость в построении фраз. Достаточно часто наблюдаются неправильные соотношения между частями предложения, построение фраз аграмматическое, в них отсутствуют склонения и спряжения слов. Такую речь могут дополнять неправильные произношения отдельных звуков, скудость интонаций, трудности при переходе от одного слога к другому. У некоторых индивидов устная речь может быть достаточно развитой, но в таком случае страдать будет способность к письму и чтению.

 

У умственно отсталых детей к тому же наблюдается неспособность к умозаключениям, самостоятельным суждениям, абстрактному и оригинальному мышлению, обобщениям, синтезу и анализу. По причине недостаточно активного внимания затрудняется восприятие тех или иных внешних впечатлений, даже при сохранном слухе и зрении.Такие дети при любом психическом напряжении очень устают.

 

Могут замечаться существенные отклонения памяти, необоснованные приступы тревоги, депрессии, психозы. Следует знать, что усугубить имеющуюся интеллектуальную недостаточность может любая психотравмирующая ситуация.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.