Эмпиризм – это философское направление, которое признает человеческие чувства и непосредственный опыт в качестве доминирующего источника познания. Эмпирики не отрицают полностью теоретическое или рациональное познание, однако построение умозаключений делается исключительно на базе полученных результатов исследований или зафиксированных наблюдений.
Методология
Такой подход связан с тем, что зарождающейся науке XVI-XVIII веков (а в это время сформировались базовые концепты этой гносеологической традиции) нужно было противопоставить собственный подход в противовес укоренившимся практикам религиозного видения мира. Естественно, что иного пути, кроме оппозиции априорному мистическому знанию, не было.
Кроме того, оказалось, что эмпиризм – это еще и удобная методология сбора первичной информации, полевых исследования и накопления фактов, расходящихся с религиозной трактовкой познания окружающего мира. Эмпиризм в этом плане оказался удобным механизмом, позволившим различным наукам сначала заявить о своей автокефалии по отношению к мистике, а затем уже и автономии по сравнению с всеобъемлющим, излишне теоретизированным знанием позднего Средневековья.
Представители
Считается, что эмпиризм в философии создал новую интеллектуальную ситуацию, позволившую науке получить неплохой шанс на самостоятельное развитие. Вместе с тем нельзя отрицать некоторые разногласия в среде эмпириков, что объяснимо поиском оптимальной формулы чувственного восприятия мира.
К примеру, Френсис Бэкон, которого по праву считают основоположником чувственного познания, полагал, что эмпиризм – это не просто способ получить новые знания и накопить практический опыт, но и возможность упорядочить научное знание. При помощи метода индукции он сделал первую попытку квалифицировать все известные ему науки на примере истории, поэзии (филологии) и, естественно, философии.
Томас Гоббс, в свою очередь, оставаясь в рамках гносеологической парадигмы Бэкона, попытался придать философским поискам практическое значение. Однако его поиски фактически привели к созданию новой политической теории (концепция общественного договора) и потом уже политологии в современном ее виде.
Для Джорджа Беркли материя, то есть окружающий мир, объективно не существовала. Познание мира возможно только за счет интерпретации чувственного опыта Бога. Таким образом, эмпиризм – это еще и особый тип мистического познания, что противоречило основным методологическим принципам, заложенным еще Френсисом Бэконом. Скорее, речь идет о реанимации платоновской традиции: мир преисполнен идей и духов, которые остается воспринимать, но не познавать. Отсюда законы природы – всего лишь «связка» идей и духов, не более.
Рационализм
В противоположность эмпиризму, рационализм признавал теоретическое познание первичным по отношению к практическому опыту. Познание возможно только при помощи разума, а эмпиризм – это всего лишь проверка рационалистических конструкций, выстроенных нашим разумом. Такой подход неудивителен, если учесть «математическое», декартовское происхождение данной методологии. Математика излишне абстрактна, а отсюда – природное преимущество рацио над опытом.
В чем единство взглядов?
Правда, надо заметить, что эмпиризм и рационализм Нового времени ставили перед собой одни и те же задачи: освобождение от католической, да и вообще религиозной догматики. Отсюда и цель была едина – создание сугубо научного знания. Только эмпирики выбрали стезю конструирования гуманитарных практик, которые потом уже стали основой гуманитарных наук. Тогда как рационалисты пошли по стопам естественнонаучного познания. Иными словами, так называемые «точные» науки – это продукт декартовского способа мышления.