Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества" от 21.12.2001 № 178-ФЗ

Приватизация государственного и муниципального имущества является одним из ключевых направлений реформирования экономики России. Данный процесс регулируется Федеральным законом от 21 декабря 2001 года No 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества". Этот закон определяет основные принципы и порядок приватизации имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований.

Основными целями приватизации государственного и муниципального имущества являются повышение эффективности использования имущества, привлечение инвестиций в экономику, формирование конкурентной среды и поддержка предпринимательства. Ключевыми принципами приватизации выступают открытость и прозрачность процедур, обеспечение конкуренции и равного доступа к имуществу.

Основные положения Закона о приватизации

178 ФЗ о приватизации государственного и муниципального имущества закрепляет следующие основные положения:

  • Определение объектов приватизации государственного и муниципального имущества. К ним относятся предприятия как имущественные комплексы, здания, строения, сооружения, нежилые помещения, объекты незавершенного строительства, земельные участки, доли в уставном капитале хозяйственных обществ и т.д.
  • Закрепление способов приватизации государственного и муниципального имущества - продажа на аукционе, продажа без объявления цены, продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе.
  • Определение порядка приватизации государственного и муниципального имущества - планирование, принятие решений об условиях приватизации, информационное обеспечение, заключение и исполнение договоров.
  • Установление требований к проведению торгов по продаже приватизируемого имущества.
  • Закрепление полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере приватизации.

Таким образом, данный Федеральный закон комплексно регулирует процессы приватизации на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Порядок приватизации имущества

Рассмотрим более подробно основные этапы приватизации государственного и муниципального имущества согласно 178-ФЗ:

  1. Планирование приватизации. Ежегодно на основании прогнозного плана формируется программа приватизации имущества.
  2. Подготовка и принятие решения об условиях приватизации конкретного имущества.
  3. Информационное обеспечение. Данные об объекте приватизации публикуются в открытых источниках.
  4. Проведение торгов в форме аукциона или конкурса. Определение победителя.
  5. Заключение договора купли-продажи имущества с победителем торгов.
  6. Переход права собственности на приобретенное имущество.

Такой поэтапный процесс позволяет обеспечить открытость процедур и равные условия для потенциальных покупателей приватизируемого имущества.

Итоги приватизации в России

Приватизация государственного и муниципального имущества проводится в России уже более 20 лет. За это время в частную собственность перешли десятки тысяч предприятий и объектов недвижимости.

В целом приватизация оказала положительное влияние на развитие российской экономики. Увеличились объемы производства и инвестиций в основной капитал, повысилась эффективность использования имущества. Вместе с тем, имеется ряд нерешенных проблем, в частности, недостаточная прозрачность некоторых сделок.

Дальнейшее совершенствование законодательства о приватизации позволит обеспечить наиболее эффективное использование государственной и муниципальной собственности в интересах общества.

Разграничение полномочий по управлению государственным имуществом

В соответствии с Конституцией РФ и 178-ФЗ разграничены полномочия органов власти разных уровней в сфере управления государственным имуществом и его приватизации. Федеральные органы определяют единую государственную политику в данной области. Региональные и муниципальные органы реализуют эту политику в рамках своих полномочий.

Участие субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации

Одним из приоритетов государственной политики в сфере приватизации является поддержка малого и среднего предпринимательства. Для субъектов МСП устанавливаются льготные условия участия в приватизации имущества. Это стимулирует развитие конкурентной среды и активизацию предпринимательской деятельности.

Совершенствование информационного обеспечения процесса приватизации

Повышение открытости и прозрачности приватизации является одним из ключевых направлений ее совершенствования. Расширение использования электронных площадок и цифровых технологий при проведении торгов способствует достижению этих целей.

Рукопожатие фото

Усиление общественного контроля за приватизацией

Важным элементом является усиление роли институтов гражданского общества в осуществлении общественного контроля процедур приватизации. Это будет способствовать повышению ответственности и подотчетности органов власти.

Совершенствование правового регулирования отношений в сфере приватизации

Требуется дальнейшее совершенствование правового регулирования приватизации на основе анализа накопленного опыта. Это позволит повысить эффективность процедур и гарантировать соблюдение законности.

Развитие конкурентных процедур приватизации

В целях повышения эффективности приватизации необходимо развивать конкурентные процедуры, такие как аукционы и конкурсы. Это позволит обеспечить максимальную выручку для бюджета и привлечь компании, готовые вкладывать средства в развитие приобретаемых активов.

Городской центр

Стимулирование инвестиционной активности в сфере приватизации

Важно стимулировать потенциальных инвесторов к участию в приватизации путем предоставления гарантий защиты прав собственности, льготных условий кредитования, налоговых преференций. Это будет способствовать притоку инвестиций в реальный сектор экономики.

Повышение профессионализма участников процесса приватизации

Необходимо совершенствовать систему подготовки и повышения квалификации государственных и муниципальных служащих, ответственных за приватизацию. Их высокий профессионализм - залог эффективности всего процесса.

Международное сотрудничество в сфере приватизации

Полезно использовать передовой зарубежный опыт приватизации, развивать международное сотрудничество, обмен лучшими практиками. Это позволит совершенствовать российские подходы с учетом мировых тенденций.

Сохранение объектов, имеющих социальную и культурную значимость

В процессе приватизации важно сохранять в государственной и муниципальной собственности объекты, имеющие важное социальное и культурное значение для общества. К ним относятся, в частности, объекты здравоохранения, образования, культуры, спорта.

Учет региональных особенностей приватизации

Программы приватизации должны разрабатываться с учетом специфики экономического и социального развития конкретных регионов. Это позволит наиболее эффективно использовать потенциал территорий.

Преимущественное право работников предприятий на выкуп долей

При приватизации предприятий в форме акционерных обществ целесообразно предоставлять их работникам преимущественное право на выкуп акций. Это повышает их заинтересованность в эффективной работе компании.

Прозрачность распоряжения средствами от приватизации

Необходим контроль за целевым использованием средств, полученных в результате приватизации имущества. Это имеет большое значение для обеспечения прозрачности процесса.

Независимый аудит результатов приватизации

Для оценки результативности программ приватизации важно проводить их независимый аудит. Его данные позволят совершенствовать процесс приватизации.

Совершенствование нормативно-правовой базы приватизации

Для повышения эффективности приватизации необходимо регулярно совершенствовать нормативно-правовую базу с учетом накопленного опыта. Важно устранять пробелы в законодательстве, противоречия норм.

Развитие института независимой оценки приватизируемых активов

Оценка стоимости приватизируемых активов должна проводиться независимыми профессиональными оценщиками на основе единой методики. Это повысит объективность оценок.

Повышение инвестиционной привлекательности приватизируемых активов

Необходимо повышать инвестиционную привлекательность приватизируемых предприятий путем реструктуризации задолженности, модернизации основных фондов.

Расширение использования современных информационных технологий

Целесообразно расширять применение современных информационных технологий на всех этапах процесса приватизации. Это повысит его оперативность и прозрачность.

Постприватизационный контроль эффективности новых собственников

Необходимо осуществлять контроль за деятельностью новых собственников приватизированных предприятий, оценивать выполнение взятых ими инвестиционных обязательств.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.