Несомненный талант и сложный характер: 31 июля великому французскому комику Луи де Фюнесу исполнилось бы 110 лет

Изобретательный комиссар Жюф, незадачливый жандарм Крюшо и еще полторы сотни главных и эпизодических ролей, а также шесть сценарных и одна режиссерская работа – вот послужной список известного французского комика, ставшего одним из величайших актеров прошлого столетия. Луи де Фюнес, которому 31 июля исполнилось бы 110 лет, запомнился “забавным коротышкой”, которого природа наградила живой мимикой и эмоциональной жестикуляцией. В кадре он был великолепен, профессионален и талантлив. А вот в жизни оставался совсем другим человеком.

Можно сказать, что в подростковые годы он начал страдать из-за своей внешности. А точнее, из-за невысокого роста и веса – по этой причине он не попал на строевую службу, хотя очень хотел. Вообще Луи де Фюнес стремился выделяться любым способом и мечтал, чтобы на него обращали внимание. Выросшему в обычной семье, ему ничего не оставалось, как удивлять окружающих гримасами, что у него получалось очень и очень хорошо.

Начало пути

В молодые годы будущая звезда культовых французских комедий подрабатывал пианистом в местном ночном баре. Чтобы играть на музыкальном инструменте, Луи не нуждался в соответствующем образовании – он буквально на лету все схватывал и осваивал пианино самостоятельно! В баре он ловко играл джаз, а заодно веселил публику – именно по этой причине посетители приходили в этот бар с не самым лучшим обслуживанием, зато чего стоили выступления музыканта-самоучки!

И конечно, никто не знал, что, отработав смену, Луи возвращался домой без сил. В то время он уже мечтал об актерской карьере, но понимал, что путь этот займет много времени. А потому нужно набраться терпения и продолжать делать то, что нужно было сейчас, – зарабатывать на жизнь крохотным жалованьем. Кстати, в бар он пришел, оставив за плечами работу грузчика и продавца газет.

Любовь всей жизни

Здесь же, в баре, состоялось первое свидание с очаровательной Жанной Августиной, в которую неуклюжий на вид Луи влюбился по уши. Чтобы угостить даму сердца омарами с шампанским, ему пришлось отдать свое месячное жалованье. На такие траты он решился, полный уверенности в том, что девушка сможет оценить не только его жест, но и попытку понравиться при всей своей комичности. Сработало! Девушка согласилась стать его женой, а вскоре подарила супругу двоих детей.

Сыновья – двигатель карьеры

Став отцом, Луи понимал, что прежнего заработка уже не хватит. Он решил штурмом брать кинематограф, а потому отправился обивать пороги киностудий. Индустрия напористому актеру не отказала, но довольствоваться приходилось исключительно второстепенными ролями. Потребовалось почти восемь лет, чтобы его оценили по достоинству: лишь в 1958 году комедия “Не пойман – не вор” с Луи де Фюнесом в главной роли принесла долгожданное зрительское признание. Режиссеры стали интересоваться этим “маленьким” актером с потрясающей мимикой и неуемной энергией. В жизни актера и жизни его семьи начала намечаться стабильность: ежегодно в прокат выходило по три-четыре картины с его участием.

Настоящая слава и гонорары

Наибольшую популярность Луи де Фюнесу принесли циклы фильмов о жандарме Крюшо и комиссаре Жюва, в которых он снимался с регулярной периодичностью. Гонорары теперь уже популярного актера взлетели в разы, на банковском счету появились крупные суммы, а сам Луи впервые ощутил вкус звездной болезни. К счастью, воспоминания о бедном детстве быстро возвращали его на землю. Но если головокружение от своей популярности проходило, то характер, казалось, был испорчен навсегда.

Главные причуды

Детство Луи запомнилось еще и тем, что из-за отсутствия денег его отец бросил семью, инсценировав собственную смерть. Для актера это не прошло бесследно: с одной стороны, он боялся бедности, с другой – того, что и сам когда-нибудь поступит аналогично со своими близкими. Луи обнаружил в себе ряд неприятных привычек, часто доводивших окружающих до белого каления. Так, он внимательно проверял счета, прежде чем произвести оплату, на рынках требовал снижения цены, хотя при своих заработках мог позволить себе что угодно, и, наконец, боялся потерять имущество. Рядом с входной дверью комик расставлял пустые бутылки, которые могли издать громкий звук, если бы в дом кто-то забрался. Выходя из дома, он забирал связку ключей, запирая на замок буквально все – от сейфа до шкафа.

Вредные привычки таланту не помеха

Чем талантливее артист, тем больше у него привычек. И порой, привычки эти совсем не добрые. Если кому-то казалось, что соседство с известным комиком можно расценить за счастье, то они ошибались. Луи казался невыносимым соседом, а сам считал таковыми всех, кто жил поблизости. Ему не нравилось все: громкие голоса, музыка, работающий телевизор. Если кто-то мешал ему спать, Луи вызывал полицию и требовал возмещения морального ущерба. Сон для него оставался важным делом, а подготовка ко сну сопровождалась особым ритуалом: беруши в уши, капли в нос, повязка на глаза, несколько будильников (актер был пунктуален и боялся опоздать на площадку), таблетка успокоительного… Последнее помогало ему забываться от пережитого за день. А еще чтение – это занятие доставляло удовольствие, но Луи быстро бросал книгу, оправдываясь тем, что зрители сразу почувствуют его начитанность.

Перфекционизм на площадке и супруга-спасительница

За свою карьеру Луи де Фюнес поработал со множеством популярных тогда артистов. Коллеги по цеху тоже мечтали оказаться с ним в совместном проекте, ведь одно только его имя в титрах обеспечивало успех. Но на деле совместная работа оказывалась испытанием, на которое не все были готовы. Например, артист требовал у режиссера переснимать по несколько дублей, добиваясь идеального кадра. При этом он менял выражение лица, позы и дикцию, подбирая лучшее для каждой сцены. Во многих своих фильмах Луи де Фюнес сам исполнял трюки, чтобы зритель поверил, чем буквально пугал режиссеров. Чтобы усмирить Луи, режиссер картины “Не пойман – не вор” был вынужден обратиться к супруге актера, чтобы она как-то воздействовала на него. Удивительно, но одно присутствие на площадке Жанны Августины наводило тишину и спокойствие.

Несмотря на сложный характер, Луи доверял партнерам и режиссерам, предпочитая работать с проверенными людьми. С Бурвилем он снялся в шести общих проектах, а у режиссера Жана Жиро - аж в тринадцати фильмах.

Тишина, покой и розы

С возрастом актер решил сбавить обороты и меньше сниматься. Он приобрел имение с 30-комнатным замком, где наслаждался жизнью: ухаживал за огородом, собирал урожай и, конечно, выращивал розы, которые были его настоящей страстью. Местная цветочная компания даже присвоила имя артиста одному из сортов роз.

Комику все труднее становилось сохранять дружбу, его ближайшим приятелем стал садовник, с которым артист мог подолгу рассуждать о растениях или отправиться на рынок за продуктами. Луи хотел, чтобы сыновья Оливье и Патрик пошли по его стопам, однако они выбрали собственный путь: один стал пилотом, другой – врачом.

Друзья актеру были не нужны, поскольку рядом с ним была любящая супруга, которая на протяжении сорока лет принимала Луи таким, каким он был в “естественной среде”. На закате жизни актер сказал: “Лучшей шуткой станут мои похороны. Мне нужно сыграть так, чтобы все хохотали”.

Его фильмография насчитывает свыше 140 фильмов, но официальных наград у него всего две, включая “Сезара” за выдающиеся заслуги в кинематографе. Мастерство и талант актера определяются не премиями, а признанием миллионов зрителей по всему миру.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Какие у вас любимые фильмы с участием Луи де Фюнеса?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.