В ходе традиционного предновогоднего собрания Совета по правам человека (СПЧ) обсуждалась тема дисциплинарной ответственности учащихся в целях обеспечения безопасности педагогов. Это связано с тем, что сегодня увеличилось число случаев неуважительного отношения к учителям со стороны учеников, вплоть до оскорблений и рукоприкладства.
Рассмотрение вопроса в СПЧ
В результате образовательной реформы, проведенной в 1970-х годах в СССР, система оценивания поведения школьников состояла из трех уровней: «примерное», «удовлетворительное», «неудовлетворительное». В конце 1980-х годов в школах перестали выставлять оценки за поведение.
Владимир Иконников, который возглавляет Общественную палату Сахалинской области, инициировал обсуждение темы о возвращении такой отметки в СПЧ. В качестве обоснования своей позиции он привел примеры неуважительного отношения детей к учителям, включая оскорбления и даже применение физической силы.
Это действительно так: в социальных сетях часто можно увидеть постыдные сцены школьных конфликтов. Кроме того, были отмечены случаи порчи школьного имущества, которые также происходят по вине учеников.
Обсуждение в СМИ и в Госдуме
В текущем году вопрос, связанный с возобновлением оценки за поведение, неоднократно обсуждался в СМИ. Еще весной с подобной инициативой выступил Совет по развитию гражданского общества. Предлагалось вернуться к отметкам за поведение, а также и не допускать к сдаче ЕГЭ выпускников, получивших двойку по этому предмету. При этом выставление оценок было предложено сделать прерогативой не учителя, как это было раньше, а педагогического совета.
В Государственной думе обсудили предложение. И в большинстве своем поддержали его. В частности, депутат Татьяна Буцкая высказалась в поддержку инициативы. Она подчеркнула, что рассматриваемая оценка должна быть обязательно включена в систему, но сначала необходимо определить критерии, чтобы избежать злоупотреблений на местах.
Министерство просвещения идею одобрило
В Министерстве просвещения концептуально одобрили эту инициативу, но также выдвинули условие: необходимо определить, кто будет проводить оценку и что за этим последует.
Михаил Ветров, являющийся муниципальным депутатом из Петербурга, предложил анализировать соответствие внешнего вида детей установленным нормам, отсутствие пропусков занятий и вредных привычек, а также корректное поведение в общении с учителями.
Также было проведено социологическое исследование, которое выявило, что 39% родителей и значительное число детей поддержали идею о необходимости дисциплинарной оценки.
Отношение общества неоднозначное
После этого издание «Московский комсомолец» провело собственное исследование, и результаты были иными. Ребята помладше считают: на них будут кричать и наказывать их.
Что касается подростков, то они, указывая на свои права, озаботились: кто и как будет выставлять?
Ученик 8-го класса пожаловался: "У нас классная сама бы получила двойку за дисциплину: орет и придирается".
Другие ребята рассказали, что после обсуждения на классном часе мнения у них разошлись.
Учителя в соцсетях выражают недовольство: "Будет еще один журнал отчетности, по поведению".
Некоторые с иронией предлагают вернуть в школу розги и горох. Но есть и те, кто придерживается противоположного мнения: "Сегодня такие детишки, учителей выводят, те и срываются".
Граждане выражают недовольство, что у учителя нет реальных рычагов воздействия на нарушителя порядка, поскольку по закону он не имеет права ни удалить его из класса, ни исключить из учебного заведения.
Порой бывает сложно достучаться до родителей, которые являются единственными, кто облечен полномочиями в принятии решения о переводе ребенка в другую школу или направлении его на медико-педагогическую комиссию. Даже сотрудники подразделения по делам несовершеннолетних не могут кардинально повлиять на ситуацию, их средства воздействия — лишь проведение с ребенком беседы и постановка его на учет.
Таким образом, вопрос о возвращении в школу оценок за дисциплину является актуальным и требует серьезного, взвешенного подхода.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание