Согласно Международным стандартам финансовой отчетности (МСФО), компания РЖД по итогам 2020 года понесла убытки в размере 52,9 млрд руб. При этом в 2019 году она получила прибыль в 155,7 млрд руб. В компании связали ухудшение финансового положения с убыточностью пассажирского сегмента.
Пандемический спад
Снижение доходов на 9,1 % (почти до 2,3 млрд руб.) объясняется в первую очередь введенными ограничениями, из-за которых пользование услугами пассажирских рейсов упало почти на 42 %. Также свой вклад в отрицательный баланс внесли грузовые перевозки и предоставление доступа к инфраструктуре. Доходы от логистического обслуживания сократились на 8,1 %.
В конечном итоге с учетом субсидий операционная прибыль РЖД составила около 88 млрд руб.
Реакция на вызовы
В РЖД связывают 2020 год с существенными вызовами, которые были обусловлены распространением коронавируса и последующим введением карантинных мер. Также подчеркивается, что в сложной макроэкономической ситуации весь кризисный год компания своевременно реагировала на тяжелые условия работы и принимала необходимые решения в целях стабилизации процессов перевозки и устойчивого финансового положения предприятия.
В то же время результаты РЖД рассматриваются холдингом как отражение общей ситуации в российской промышленности и экономике. Негативные эффекты с воздействием на финансовое хозяйство были связаны не только с внутренней деятельностью предприятия, поскольку перевозки тесно сопряжены с работой крупных производителей различной продукции по всей стране.
Долговые обязательства
Также в компании отметили, что финансовые затруднения ограничили и возможность наращивания долговой нагрузки, в том числе с привлечением заемных ресурсов для поддержания инвестиционной программы.
Чистый долг холдинга по итогам 2020 года составил 1,61 трлн руб., сократившись в период с июля по декабрь с 1,739 трлн руб. Впрочем, по сравнению с 2019 годом он вырос на 12,1 %. Главным образом наращивание было связано с ослаблением курса рубля на фоне валютных заимствований.
Также в 2020 году состоялся выпуск бессрочных облигаций РЖД, которые можно рассматривать в качестве долевого инструмента с суммарным объемом 313 млрд руб.
Отмечается, что в 2020 году РЖД стала первой российской компанией с размещением бессрочных и социальных облигаций.
Компания остается единственным заемщиком, который представляет Россию на мировом рынке открытого «зеленого» финансирования и в то же время является самым крупным ESG-заемщиком на домашнем рынке.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание