Провал саммита в Дохе, цена на нефть и курс рубля

Итак, саммит нефтедобывающих стран провалился, причем со скандалом. Саудовская делегация сочла возможным покинуть заседание, практически «хлопнув дверью», за ней примерно то же сделали и остальные участники, и верхом нарушения всех норм приличий стал их отказ подписывать какое-либо декларативные документы. В связи с этим неприятным событием россиян волнует главный вопрос, а именно: каким образом это событие скажется на их жизни и быте? Неужели рубль подешевеет еще сильнее, а его покупательная способность упадет? Как показывают последние биржевые торги, паниковать рано.

саммит

«Психическая атака» на рынок

С самого начала саммит нефтедобывающих стран замышлялся, по всей видимости, как мероприятие скорее психологического, чем практического характера. Об этом несложно догадаться, хотя бы ознакомившись с декларированными целями встречи. Речь шла не о сокращении уровней добычи в заинтересованных странах, а только об ограничении их в пределах показателей января, кстати, достаточно высоких. О том, что Иран хочет восстановить свое положение на углеводородном рынке и выйти на 4 миллиона баррелей в день, известно было заранее, представители нефтедобывающей промышленности этой страны «дулю в кармане не держали», а заявили об этом честно и открыто. К тому же Тегеран ясно дал понять, что даже делегацию на саммит не пошлет, - дескать, вы там договаривайтесь, о чем хотите, а мы даже участия в этом принимать не будем и собираемся действовать, исходя их собственных интересов. Никакого контроля соблюдения условий вероятного соглашения никто не собирался вводить, оно предполагало веру практически на слово. То есть вся обстановка в Дохе легко прогнозировалась, и с ней уже смирились будущие участники саммита. Они приехали в Катар, встретились, поговорили. И ничего не подписали.

саммит

Саудиты передумали?

Вместо того чтобы с загадочным видом пожать друг другу руки и разъехаться восвояси, что, вероятнее всего, стало бы причиной роста котировки, некоторые участники начали делать агрессивные заявления. Обещание саудовского принца в случае надобности нарастить добычу до 11,5 баррелей в сутки, а еще через шесть месяцев уже до 12, полностью перечеркнуло возможные позитивные надежды. При этом он вел себя так, как будто отсутствие иранской делегации стало для него полной неожиданностью, что не соответствовало действительности. Буквально накануне встречи, по словам министра энергетики Александра Новака, он в телефонном разговоре подтвердил готовность к соглашению даже без учета мнения Тегерана. Всю ночь мучился, не спал, а утром передумал?

саммит

Закат ОПЕК?

Очевидная неспособность к достижению договоренности между относительно небольшим количеством государств, объединённых общим интересом, заставляет задуматься об эффективности экономического союза, в который они входят. По сути, после эмбарго 1973 года действовать согласованно у арабских государств не получалось. Тем не менее, организация существует, делегации регулярно встречаются и о чем-то договариваются, но как только вопрос касается необходимости прямо сейчас пожертвовать частью своих интересов ради общей выгоды, каждая из стран начинает действовать самостоятельно. Так произошло и сейчас, и в чем причина начала внутреннего конфликта - в «эгоистичном» поведении Ирана или в реакции на него Саудовской Аравии, теперь уже не имеет большого значения.

курс

Иран как противник

Логика Тегерана вполне понятна. Пока иранцы напрягались, живя в изоляции, терпели лишения от эмбарго и в одиночку отстаивали свое право на ведение независимой внешней политики, другие страны богатели, продавая нефть направо и налево по высоким ценам. Теперь же, после снятия ограничений, произошедшего по воле Аллаха в неблагоприятный отрезок времени, когда котировки и так низкие, от страны требуют затормозить добычу и экспорт, чтобы поддержать соседей, ранее безучастно и даже свысока взиравших на нее. Никто из стран ОПЕК не желает видеть сильный и богатый Иран, кроме самого него, разумеется. При этом Саудовская Аравия проводит откровенно враждебную политику, основанную на традиционном шиитско-суннитском противостоянии. В Эр-Рияде существует принципиальное внутреннее противоречие - с одной стороны, королевство хочет повышения цены на нефть, основного источника дохода, а с другой же, там понимают, что это обогатит Тегеран новыми валютными поступлениями, что усилит геополитического противника, который к тому же не желает снижать добычу.

нефть

Статус-кво

На самом деле повышать добычу нефти кроме Ирана и так ни одна страна не хотела. Рынок переполнен, дальнейший рост бессмысленен и даже вреден. Если бы соглашение или хотя бы разговоры о нем имели место в самый тяжелый период, когда цены опускались ниже $30 за баррель, то в нем был бы резон. Сейчас котировки стабилизировались и даже пошли в рост, несмотря на присутствие на рынке того же Ирана, они достигли и превысили $40, и остается один вариант правильного поведения всех участников, то есть полное бездействие. Существует механизм саморегуляции, и, по его правилам, при сложившейся на настоящий момент цене слабые игроки выбывают. Если нефть подорожает до $50, оживится американская сланцевая добыча, и произойдет очередной спад. При цене в $60 и более на рынок увеличится поступление «проблемных» промысловиков, шельфовых, полярных и т.п., что тоже заставит котировки подвинуться вниз. Потому перед саммитом в Дохе стояла задача психологического удержания барреля на уровне $44-45 в течение двух-трех месяцев, и для этого довольно было просто некоторое время посидеть за общим столом с умно-загадочным видом. Но и этого страны ОПЕК не смогли.

Ожидания самого худшего

После провала саммита можно было предположить, что разочарованный рынок отреагирует сильным падением котировок. Некоторые аналитики называли цифру «30», другие считали, что и $20 за баррель это слишком оптимистично. Катастрофы не случилось, хотя падение было, минимум составил 40,59 долл./барр. Затем пошел снова рост, что говорит о фундаментальных, а не спекулятивных причинах повышения спроса на нефть. Одной из причин, повлиявших на восходящий тренд, аналитики считают забастовку рабочих добывающей отрасли в Кувейте, хотя влияние этого фактора явно кратковременное и не очень существенное. Прогнозируемый коридор цены, по мнению многих специалистов, в ближайшей перспективе будет находиться между 40,5 и 45 долларов за баррель. Ожидать падения ниже $40 оснований нет.

нефть

Российские интересы

На саммит помимо стран ОПЕК приехали делегации Азербайджана, Казахстана, Мексики, Омана и, конечно же, России. За скобками формата остались Ливия, где контролировать уровень добычи теперь некому, Алжир и некоторые другие страны, на рынке менее влиятельные. Естественно, все перечисленные государства заинтересованы в росте цены и готовы были поддержать общее решение об ограничении, если бы оно было принято. Тем не менее, и отрицательный результат оказался не таким уже и скверным. За то время, когда цена была выше на $5, то есть за два месяца ожидания снижения предложения (с 16 февраля по 17 апреля), Россия успела продать 400 млн. баррелей нефти. Это раза в полтора больше того уровня добычи, к которому стремится Иран. Дополнительная выручка составила $2,5 млрд. Уж кто-кто, а Новак знал, зачем ехал в Доху.

нефть

Рубль

После фактического достижения «дна» курс рубля стабилизировался в довольно узком коридоре и демонстрирует стойкость по отношению к колебаниям цены на нефть. По состоянию на 20 апреля он составил, по результатам торгов, 65,65 RUR/USD, что соответствует предварительным средне-оптимистическим прогнозам результатов саммита в Дохе. Европейская валюта при этом колебалась от 64,32 до 74,11. Впрочем, столь высокая котировка вряд ли удержится очень долго, по мнению старшего аналитика ГК Forex Club А. Афанасьевой, вполне вероятно падение в ближайшие дни примерно до 67 рублей за доллар.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.