С продуктом, представляемым брендом Muzak, сами того не зная, в жизни сталкивались практически все посетители сетей розничной торговли и многие работники промышленных предприятий. Ненавязчивые мелодии, льющиеся из невидимых громкоговорителей, пронзают пространство магазинов, офисов, супермаркетов и производственных цехов, задавая нужный настрой, и всем кажется, что это просто какая-то случайная музыка, которую принято называть фоновой. На самом деле подбор композиций осуществлён по научно выверенной системе, основы которой были заложены довольно давно, десятилетия тому назад. На основе этих исследований был создан масштабный и эффективный бизнес, объективно стоивший сотни миллионов долларов. Так что же представлял собой бренд «Мьюзек» и почему при всей распространённости представляемого им продукта о нём так мало знали люди?
Основатель бизнеса
Идея воздействия на массовую психику посредством функциональной (энвироментальной) музыки принадлежит генерал-майору армии США Джорджу Оуэну Сквайру, ещё в начале XX века (более столетия назад) посмотревшему на общеизвестный факт под необычным углом. Все знают, что весёлые и ритмичные мелодии создают бодрое настроение, а медленные и плавные напротив, расслабляют, но почему-то идея использования этого эффекта в рациональных целях впервые пришла в голову этому американскому военачальнику и профессиональному связисту, открывшему, кстати, и возможность использования деревьев в качестве антенн (1907).
Радиоточками, столь популярными в былые годы в СССР, мы тоже обязаны Сквайру, в 1922 году основавшему североамериканскую компанию, включавшую подразделение проводной трансляции «Инк». Этот новатор изобрёл бренд «Мьюзек» (искажённое английское слово Music, что-то вроде нашего жаргонного словечка «музон»). Вот с этой торговой марки и начался масштабный бизнес.
Теория и практика
Первым шагом в реализации научного подхода стал договор с двумя независимыми (для объективности) исследовательскими группами на изыскания в области психологического воздействия с привязкой к производительности труда рабочих промышленных предприятий. Результатом стали отчёты, подробно описывающие эффекты, создаваемые различными музыкальными программами при их прослушивании людьми, занятыми своим делом. Общий вывод состоял в том, что при рациональном и дозированном подборе мелодий возможно снижение ощущения монотонности, а, следовательно, и утомляемости персонала, что положительно скажется на экономических результатах. Специалисты фирмы «Мьюзек» скомпилировали программы длительностью в четверть часа и сумели убедить собственников нескольких крупных предприятий в Нью-Йорке приобрести их вместе с аппаратурой для организации трансляции в цехах.
Экспансия
Продукт (его сегодня, вероятно, назвали бы информационным) бренда Muzak после успешного применения в Нью-Йорке продвигался активно и по всей остальной территории Соединённых Штатов. Во время Второй мировой войны Военным советом США было принято решение о внедрении метода на оборонных предприятиях как средства повышения производительности, снижения текучести кадров (вызывавшей необходимость расходов на обучение вновь нанятых работников) и улучшения качества (внимание и тщательность выполнения операций тоже возрастали). При президентстве Дуайта Эйзенхауэра «Мьюзек» зазвучал и в Белом доме. В конце сороковых новшество оценили банки, страховые компании и разнообразные офисы. Затем наступил этап широкого внедрения этой практики в розничной торговле. Начало космической эры дало старт новому технологическому толчку и распространению технологии массового улучшения настроения во всём западном мире. Специальную музыку стали транслировать протестантские церкви, секретные военные организации, психиатрические клиники, тюрьмы и даже бордели. Огромной популярностью продукт Muzak и сегодня пользуется в Японии.
Репертуар
Решение о включении той или иной композиции в программу канала «Мьюзек» принималось менеджером. Ретро-хиты транслируются только в утренние часы, до начала рабочего дня, а в основном музыкальные блоки составляются из современных мелодий, попавших в список чартов, за малым исключением в инструментальной аранжировке. Человеческий голос и вокальное исполнение использовались за всю историю канала лишь дважды (в 1981 и 1985 годах). Причина этого предпочтения в том, что песня отвлекает больше оркестровой пьесы, а музыка, если вспомнить слов персонажа известной советской комедии, «должна вести, но не уводить».
Система трансляции
Периодичность чередования темпов и ритмов, а также и интенсивность звука программы определяется исходя из «коэффициента стимуляции», присвоенного каждому из номеров. Порядок трансляции зависит от периода рабочего дня: наиболее интенсивные и энергичные композиции передаются с 10 утра до полудня и в два часа, так как в это время работникам больше всего хотелось бы вздремнуть.
Проблемы
Марка «фоновой музыки» никогда широко не рекламировалась. Продвижение продукта осуществлялось адресным методом и было узконаправленным на руководителей и владельцев предприятий, которые по понятным причинам полученную информацию не разглашали. Тем не менее у бренда Muzak сложности возникали неоднократно в связи с тем, что уже 1950-х годах общественность осознала факт манипуляции массовым сознанием. Людям не нравится, когда им «промывают мозги», даже в благих целях. Нападки фирме удалось эффективно отражать, в том числе аргументируя свою позицию использованием успокоительных программ астронавтами НАСА.
Новая модель
Бренд Muzak в последние десятилетия неоднократно менял владельцев. В 1981 году компанию приобрёл концерн Westinghouse, но через пять лет уступил её Field Corporation. Затем марка побывала ещё в собственности нескольких крупных компаний. После принятия новой бизнес-модели она стала франшизой с правом покупки местными фирмами, то есть своеобразным «музыкальным Макдональдсом». От практики распространения исключительно «лифтовой музыки» пришлось отойти в пользу предложения нескольких специализированных каналов популярной эстрады. Теперь каждый клиент получал возможность формирования собственного репертуара, отвечающего общим стандартам и политике бренда. Концепция получила название «аудиоархитектуры». Вновь зазвучали голоса в пользу закрытия проекта, а принцип «Мьюзека» даже объявлялся «злой силой в современном обществе, заставляющей людей впадать в припадки неконтролируемой ярости», и «ответственным за разрушение некоторых лучших умов нашего поколения» (рок-певец Тед Ньюджент).
Банкротство
На рубеже десятилетий количество оригинальных аудиозаписей, записанных брендом Muzak посредством сотни информационных каналов, превысило три миллиона композиций. Эти успехи не воспрепятствовали банкротству бренда, о котором общественность узнала 23 января 2009 года. Огромных денежных ресурсов не хватало на покрытие долговых обязательств, возникших в преддверии мирового финансового кризиса. В феврале 2009 года «Мьюзек холдингс» подал заявку на защиту от банкротства, предоставив план реорганизации, призванный сократить долг компании более чем на вдвое с предоставлением необеспеченным кредиторам права частичной собственности на активы компании или покупку её акций.
Уже в начале 2010 года, после судебного утверждения плана сокращения долга, бренд Muzak официально вышел из состояния банкротства. Реорганизованная компания разделена на независимые структуры, каждая из которых занимается своим направление деятельности (приобретение контента, сенсорный брендинг и новые технологии платформы доставки).
В 2011 году компания Mood Media приобрела холдинг Muzak Holdings за 345 млн долларов и объявила об отказе от бренда.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание