Ипотека с субсидируемой ставкой от застройщиков стала одной из самых обсуждаемых тем на российском рынке недвижимости. На первый взгляд, она выглядит привлекательно: кредиты с околонулевыми ставками кажутся идеальной возможностью приобрести жилье на выгодных условиях. Однако Банк России видит в таких предложениях серьезные риски как для заемщиков и банков, так и для всей экономики. Рассмотрим, почему Центробанк настороженно относится к этой схеме и какие меры предлагает для минимизации рисков.
Схема субсидируемой ипотеки
Механизм субсидируемой ипотеки от застройщиков основывается на создании искусственно низкой ставки по кредиту — вплоть до 0,01%. Это достигается за счет увеличения стоимости жилья для конечного покупателя на 20–30%. Завышенную цену застройщики компенсируют банкам в виде комиссии, чтобы те могли предложить такие низкие ставки. В дополнение к этому используется государственная программа субсидирования, что снижает финансовую нагрузку на банк.
Пока заемщик выплачивает ипотеку, его выгода кажется очевидной: ежемесячные платежи минимальны, а значит, кредит не создает большого давления на семейный бюджет. Однако этот сценарий остается выгодным только в том случае, если кредит не погашается досрочно. При попытке раннего закрытия кредита заемщик сталкивается с завышенной стоимостью жилья, что нивелирует всю кажущуюся выгоду.
Риски для заемщиков
Главный риск для покупателя жилья связан с невозможностью продать квартиру без убытков. Если рынок недвижимости не показывает роста на 20–30%, покупатель не сможет вернуть средства, потраченные на завышенную стоимость жилья. Это ограничивает возможности улучшения жилищных условий или смены места жительства.
Дополнительно, по мнению Центробанка, такая ипотека провоцирует рост закредитованности населения. Увеличивается доля кредитов с минимальным первоначальным взносом (10–15%), что особенно опасно для граждан с высоким показателем долговой нагрузки (ПДН). Высокая доля заемщиков, направляющих на обслуживание долгов более 80% своих доходов, угрожает стабильности как самих граждан, так и банковской системы в целом.
Риски для банков
Для банков схема субсидирования ставок также несет угрозы. Во-первых, размер компенсации от застройщиков не всегда покрывает потери от низких ставок. Чтобы удержать конкурентные позиции, многие банки начинают снижать размер своего вознаграждения, что уменьшает их маржинальность.
Во-вторых, традиционные методы оценки рисков становятся малоэффективными. Если стандартная ипотека обычно погашается досрочно за 7–10 лет, то кредиты с субсидируемой ставкой заемщики не спешат закрывать раньше срока. Это означает, что банк вынужден долго работать с низкомаржинальным активом, что снижает его финансовую устойчивость.
Риски для застройщиков и госбюджета
Сами застройщики также сталкиваются с вызовами. По текущей схеме средства от продажи жилья блокируются на эскроу-счетах до завершения строительства. Это обязывает девелоперов поддерживать постоянный денежный поток для компенсации банкам. Зачастую это требует привлечения дополнительных кредитов или завершения других проектов, что увеличивает долговую нагрузку.
Государственный бюджет страдает из-за удлинения сроков выплат таких кредитов. Завышенная стоимость жилья и низкая ставка по кредитам означают рост государственных расходов на субсидирование. В условиях экономической нестабильности это увеличивает фискальные риски, что делает бюджет более уязвимым.
Возможные последствия: риск «пузыря»
Бурный рост субсидируемой ипотеки создает предпосылки для образования пузыря на рынке недвижимости. Искусственное завышение цен рано или поздно приведет к их снижению. В случае «схлопывания» пузыря наибольшие потери понесут заемщики, которые не смогут вернуть вложенные средства при продаже жилья. Пострадают и банки, испытывающие убытки как от ипотечных дефолтов, так и от кредитов на проектное финансирование.
Меры Центробанка
Чтобы предотвратить возможные кризисы, Банк России уже начал принимать меры. С декабря 2023 года введены повышенные надбавки к коэффициентам риска для кредитов с низким первоначальным взносом (менее 10%). Это обязывает банки формировать больше резервов, что делает выдачу таких займов менее выгодной.
ЦБ также рассматривает возможность введения дополнительных надбавок для ипотек с высоким соотношением кредита к стоимости залога (LTV выше 80%). Это поможет охладить рынок и снизить риски для банков.
Дополнительные меры включают:
- Центробанк предлагает включать в полную стоимость кредита (ПСК) переплату из-за завышенной стоимости жилья. Это поможет заемщикам сравнивать условия ипотеки от застройщика с классическими программами.
- Введение надбавок к ставке резервирования с первого дня выдачи кредита позволит банкам учитывать долгосрочные риски.
- Улучшение качества раскрытия информации об условиях субсидируемых ипотек на сайтах банков и застройщиков.
Итог
Субсидируемая ипотека от застройщиков имеет как преимущества, так и серьезные недостатки. Она помогает поддерживать спрос на первичное жилье и снижать ежемесячные платежи для заемщиков. Однако эта схема провоцирует рост долговой нагрузки, создает риски для банков и девелоперов, а также угрожает государственному бюджету.
Меры Центробанка направлены на снижение системных рисков и защиту интересов всех участников рынка. Однако для достижения долгосрочной стабильности необходимо учитывать не только финансовые аспекты, но и социальные последствия подобных программ.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание