"Мрачная интерпретация России не может выглядеть иначе": премьера отечественного научно-фантастического фильма "Контакты"

Фантастическая лента «Контакты», снятая режиссером-дебютантом Дмитрием Моисеевым, начала свое шествие по российским экранам 4 июля. По сюжету вслед за инопланетным контактом происходит высадка на Землю гуманоидов, прозванных в народе Виталиками.

По мнению аналитиков, в этом фильме научная фантастика переплетается с боди-хоррором (повышенным вниманием к телу человека либо иного существа, например, к превращениям, мутациям, созданиям монстров). Кроме того, картина склоняется к артхаусному кинематографу и вселяет чувство безнадежности. В общем, это кино не для всех.

Приземление пришельцев: от эйфории к депрессии

Действие фильма происходит в наше время, но в нем рассматриваются последствия грандиозного события 1980-х гг., когда, внезапно высадившись в разных частях Земли, инопланетяне-биопоги вызвали восторг. Их странные космические корабли, огромные, ржавые и несуразные, похожие на воздушные шары из металла, никого не смутили в Советском Союзе.

Как и то, что в точках их приземления изменилась гравитация: в воздухе, на расстоянии вытянутой руки, зависли отходы. И то, что пришельцы вели себя весьма пассивно, и цель их прилета была непонятной, и прочие побочные эффекты общения.

Сначала землянам казалось, что будущее уже наступило, что все задачи можно решить и контакт с инопланетянами принесет взаимную выгоду. Стало известно, что они способны вырабатывать прак, субстанцию, ускоряющую рост ногтей и, возможно, исцеляющую от недугов. Однако наступили двухтысячные, изучение пришельцев замедлилось, выгода не была найдена, а ожидания и эйфория сменились депрессией.

Человечеству по прошествии нескольких десятков лет так и не удалось осмыслить значения высадки на Землю инопланетян. Их размещают поблизости от летающих объектов, чтобы спрятать от людских глаз. Их кормят и даже научились лечить их.

Роль прака так и не выяснена

В одном из провинциальных городов проживает медсестра Нина в исполнении Ирины Саликовой. Она под руководством ученого Горбатова, которого сыграл Дмитрий Воробьев, находясь в полузаброшенном НИИ, выхаживает одного из Виталиков, печальное существо желтоватого оттенка, похожее одновременно на человека и на жабу. Всем вокруг, включая руководство научного учреждения, наплевать на исследования.

Если что и вызывает интерес, то загадочная жидкость прак. Хотя ее эффективность и не доказана, люди надеются лечить с ее помощью различные болезни. Нина видит в ее получении шанс исцелить тяжело больного отца. Ее сожитель реализовывать прак за биткоины. Им интересуются и дельцы из институтского руководства, и местный криминальный авторитет. Похоже, в этом веществе не нуждается сам инопланетянин, который уже тридцать лет загибается в российской глубинке.

Режиссерская проверка на гуманизм

При этом Виталик, избегающий вербального контакта с землянами, представляет собой жуткое зрелище. В его глазах-сферах плавают микроорганизмы, пища проходит через отверстия в голове, его конечности еле-еле двигаются. Он плохо себя чувствует, скулит, отрыгивает вязкую массу. Не все зрители выдерживают этот визуал, приходится отворачиваться.

Но есть и те, у кого с каждой неприглядной сценой уровень эмпатии к этому жалкому существу повышается. Они осознают, насколько этот беззащитный субъект нуждается в любви. Но герои фильма интересуются им только как биоматериалом. Представляется, что данный контекст — это проверка на гуманизм, которую устраивает режиссер. Как люди воспринимают Виталика: как источник дохода, как возможность повлиять на будущую жизнь?

Мрачная интерпретация России не может выглядеть иначе

При просмотре картины создается ощущение, как будто действие происходит в советской действительности. Уровень здравоохранения низкий, аппаратура старая, с ее помощью невозможно вылечить ни человека, ни тем более пришельца. Критики задаются вопросом: баг это или фича, то есть досадная оплошность режиссера Моисеева, который не смог детально проработать причинно-следственные связи, либо его задумка, способ показать беспросветную постсоветскую реальность без надежды на будущее?

И если это второй вариант, то рецензентам становится понятно, почему фильм «Контакты» так мрачно интерпретирует Россию. Ведь, по их мнению, авторская научная фантастика не может быть другой, если речь идет о нашей стране. Картина по определению должна быть жуткой, потому что если будет сниматься нечто пестрое, получится лента, похожая на «Сто лет тому вперед», отсылку к западной узнаваемости.

Есть лишь одна общая отсылка

В одном из интервью Дмитрий Моисеев, режиссер «Контакта», рассказал, что у картины нет референсов. Единственной отсылкой, которая появилась в процессе создания фильма, стала легенда о «кыштымском карлике».

В 1996 году одна пожилая женщина обнаружила в лесу в Челябинской области антропоморфный артефакт, по всей вероятности, представляющий собой останки человеческого выкидыша. Будучи нестабильная в психическом плане, пенсионерка приняла его за инопланетянина и назвала Алешенькой.

Что касается фильма, то биопоги были прозваны Виталиками после того, как старушка перепутала инопланетянина со своим сыном, который погиб в Афганистане. Она первой осуществила контакт с гуманоидом.

Фильм, который заслуживает внимания

Таким образом, «Контакты» нельзя назвать фильмом для всех, вряд ли он понравится массовому зрителю, который, возможно, воспримет ленту как нечто вязкое, медленное и даже отталкивающее. Тем не менее ряд критиков считает, что кино должно быть разным, и космический артхаус с включением элементов боди-хоррора, который настраивает на серьезные размышления, имеет право на существование и заслуживает внимания.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Вас заинтересовал сюжет фильма "Контакты" или, наоборот, оттолкнул?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.