Домашние крысы избегают причинять вред другим крысам. Это открытие может помочь нам понять социопатов

Долгое время такие животные, как крысы, ассоциировались у нас исключительно с негативом. Но, может, настало то время, когда стоит пересмотреть контекст этого слова в общественном понимании? Исследования ученых показали, что злобные грызуны помогают товарищам, которые нуждаются в помощи. Также они помнят других крыс, которым они уже помогли. Новое исследование свидетельствует о наличии чувства эмпатии у грызунов. Поэтому домашние крысы никогда не причинят вред другим своим сородичам.

В чем заключалась суть исследования?

Не так давно, пятого марта, биологи опубликовали результаты исследования, в ходе которого они обучали крыс тянуть рычажки, чтобы получить вкусный сахарный шарик. Рычагов было несколько, и нажатие некоторых из них причиняло вред соседу "по цеху". Крысы повели себя очень неожиданно, когда они видели, что их действия приносят вред собратьям, они переключались на другие рычажки. Отвращение ко всему, что приносит вред - это общеизвестная черта человека, которая регулируется определенной частью мозга, а именно передней поясной извилиной.

Дальнейшие эксперименты показали, что эта часть мозга контролирует поведение и крыс. Это сходство между человеческим и крысиным мозгом является захватывающим по двум причинам. С одной стороны, это говорит о том, что нелюбовь к причинению вреда другим уходит корнями в историю эволюции млекопитающих. Более того, результаты исследования могут оказать реальное влияние на людей, страдающих психическими расстройствами, такими как психопатия и социопатия. У них как раз и повреждены передние поясные извилины, отвечающие за эмпатию. В настоящее время у ученых нет эффективных лекарств для снижения уровня насилия в антиобщественном населении, но возможность выяснить, как повысить отвращение таких пациентов к причинению вреда другим, может стать мощнейшим инструментом.

Как ученые достигли своего результата?

Для первого эксперимента команда исследователей обучила двадцать четыре крысы как женского, так и мужского пола нажимать два разных рычага, которые выдавали им сахарные шарики. Так животные выработали рефлекс, благодаря которому не задумываясь нажимали на один и тот же рычаг, предоставляющий сладкое угощение. Тогда ученые решили изменить эксперимент таким образом, чтобы, когда крыса нажимала на рычаг, она не только получала свою заветную конфету, но и наблюдала за тем, как от этого страдает ее сосед.

То есть нажатие на рычаг не только выдавало сладости, но и наносило удар по соседней крысе. Конечно, эксперимент можно назвать относительно жестоким, но ученые никак не предполагали, какой результат за этим последует. Полученная информация всех повергла в шок. Когда девять из крыс услышали, как их коллеги пищат от боли в знак протеста, они немедленно прекратили нажимать на предпочтительный рычаг и переключились на менее предпочтительный, который все еще доставлял конфеты.

Что показало исследование?

Этот эксперимент показал, что мы можем видеть некоторые сходства между работой мозга домашних крыс и человека. И это сходство заключается в эмпатии. Конечно, это вовсе не значит, что все крысы показывали одинаковые результаты. Некоторые из грызунов по-прежнему оставались равнодушными к происходящему и никак не реагировали на писк своего соседа. И это тоже занимательно, ведь это лишний раз доказывает, что крысы имеют такие же индивидуальные различия, как и люди. Не каждый человек обладает достаточным уровнем сочувствия и сопереживания другим, то же самое можно сказать и о крысах. Пока одни не могут смотреть на то, как их сосед страдает, другие стараются сохранять полное равнодушие ко всему происходящему. Нейробиологи из Чикагского университета были поражены результатами эксперимента. Ведь они никак не подозревали, что у крыс есть такие же чувства, как и у людей.

Вторая часть эксперимента

Биологи решили усложнить свое исследования. Во втором этапе эксперимента они решили использовать анестезию, чтобы временно обезболить переднюю поясную извилину коры головного мозга крысы, из-за которой они так негативно реагировали на то, что их соседу причиняется боль. Когда анестезия подействовала, ученые провели еще один эксперимент, и результат их поразил. Эти оцепеневшие крысы перестали помогать своим соседям, потому что та часть мозга, которая отвечает за сочувствие, отключилась из-за анестезии.

Эгоисты или альтруисты

В целом результаты исследования поднимают вопрос о том, являются ли крысы эгоистичными - например, своими действиями они просто пытаются успокоиться или на самом деле они стремятся помочь своим соседям? По словам исследователей, нажатие на рычажки дает им дополнительный, неприятный опыт, которого они хотели бы избежать. Ученые пришли к выводу, что люди такие же млекопитающие, как и крысы, поэтому их мотивы понятны и, вероятно, не отличаются друг друга. Джеффри Могил, социальный нейробиолог из Университета Макгилла в Канаде, согласился, что это интригующая дискуссия. Являются ли крысы действительно альтруистами или они делают это, чтобы уменьшить свои собственные страдания, потому что они начинают беспокоиться, когда видят, как другая крыса пребывает в состоянии шока? Остановившись, помогают ли они другой крысе, помогают ли они себе избежать дискомфортных ощущений от чужого писка? Исследователи говорят, что на эти вопросы сложно ответить, хотя они также утверждают, что причины, по которым люди совершают добрые дела, одинаково сложны.

Подводим итоги

Но на самом деле, какая бы ни была мотивация, просто удивительно, что импульсу избегать причинения вреда другим по меньшей мере 93 миллиона лет, и только сейчас нашлись доказательства того, что у крыс эти импульсы также присутствуют. Есть много других пунктов, по которым крысы и люди похожи: например, как люди, крысы становятся зависимыми от веществ, таких как кокаин, они в курсе своих собственных знаний и они действительно могут быть умными. Этот список можно продолжать долго. В мире, полном конфликтов, обнадеживает тот факт, что в нашей биологии есть что-то такое столь древнее, что в конечном итоге поспособствует миру во всем мире. Остается только надеяться.

А как вы думаете, это исследование поможет в будущем?