Во время раскопок на индонезийском острове ученые обнаружили новый тип древнего человека

Ученые сделали захватывающее открытие древней человеческой ДНК, которое, по их словам, позволит им соединить воедино загадочную родословную людей Юго-Восточной Азии, так как об истории заселения этого региона мало что известно науке.

Редкая находка во время раскопок

В 2015 году ученые раскопали частично сохранившийся человеческий скелет в известняковой пещере Леанг Паннинг («Пещера летучих мышей») на индонезийском острове Сулавеси.

Жаркая и влажная тропическая среда приводит к быстрой деградации ДНК в окаменелостях, что делает генетический материал редкой находкой в археологии. Авторы, работающие в этом регионе, подозревают, что захоронение скелета в известняковой пещере могло помочь сохранить достаточно ДНК для анализа.

ДНК, извлеченная из черепа, показала, что тело принадлежало молодой женщине-охотнику-собирателю, которой было примерно 17 или 18 лет. Анализ позволяет предположить, что у нее были общие предки с новогвинейцами и австралийскими аборигенами, а также с вымершим видом древнего человека.

Женщина была похоронена в неглубокой могиле в позе зародыша, частично покрытой камнями. Возле скелета были найдены каменные орудия труда, кости диких животных, на которых древние люди охотились. В гробнице также были найдены такие артефакты, как колотые наконечники стрел - возможно, в качестве подношения.

7000-летние останки таинственной древней культуры

Авторы говорят, что женщина может быть одним из представителей тоалийцев, о существовании которых известно из скудных археологических свидетельств, таких как каменные орудия. Предположительно они жили на Сулавеси примерно в то же время. Останки были найдены рядом с инструментами тоалийского типа, что является убедительным доказательством существования связи женщины с этим малоизвестным народом.

Исследователи предполагают, что у женщины могли быть местные предки, которые жили на Сулавеси до прибытия современных людей. Однако неясно, эта ли популяция оставила самые первые свидетельства существования человека в этом регионе - образцы пещерного искусства Сулавеси, которому не менее 45 500 лет.

"Мы надеемся, что в этой части мира есть более древние образцы ДНК человека. Возможно, они дадут больше информации о том, кем были эти люди, потому что в настоящее время мы действительно не можем видеть свидетельства их существования в археологических записях", - говорит Адам Брамм, австралийский археолог из международной исследовательской команды.

"Ворота в Австралию"

Остров Сулавеси является частью региона, известного как Уолласея, который образует центральные острова Индонезийского архипелага. Это первая древняя ДНК, обнаруженная в Уолласея - регионе тысяч океанических островов, расположенных между континентальными массивами суши Азии и Австралии.

Уолласея - это ворота, через которые прошли предки современных папуасов и австралийские аборигены на пути к австралийскому континенту примерно 50 000 лет назад. Но в этом регионе было обнаружено очень мало древних человеческих останков. Один из самых известных - крошечный скелет раннего человека, который был найден на острове Флорес, к югу от Сулавеси.

Ученые очень мало знают о перемещении людей к "Воротам в Австралию". "Это первый случай, когда кто-либо обнаружил древнюю человеческую ДНК в этом регионе, - говорит Адам Брамм. - Эта находка действительно важна, потому что с помощью геномного анализа мы можем начать изучать генетическое происхождение людей из этой области".

Возможны ли археологические сенсации в России?