Немецкие новорожденные плачут по-немецки, французские — по-французски. Ученые провели интересное исследование

Доктор Кэтлин Вермке - исследователь, медицинский антрополог, биолог и новатор. Руководит Центром доречевого развития, который находится при клинике Вюрцбургского университета (Германия). Ее последняя работа посвящена изучению звуков, издаваемых новорожденными детьми. Результаты удивили не только ученых, но и родителей, чьи дети выступали в роли объекта исследования.

С чего все началось

Однажды утренним солнечным днем в одной из больничных палат клиники молодая мама Джорис меняла подгузник своему новорожденному сынишке Йорису. Четырехдневный малыш только проснулся, покряхтел, стал подтягиваться и неохотно открыл глаза. В этот момент в палату заглянула доктор Вермке. Она задала малышу вопрос: «Ты хочешь, что-то сказать, Йорис?» Малыш сначала притих, а потом издал несколько фыркающих звуков, перешедших в недовольный плач. Этого момента и ждала доктор Кэтлин. Она сделала аудиозапись для дальнейшего изучения в лаборатории. Но для того чтобы определить язык, на котором издавал звуки маленький Йорис, даже не понадобились специальная программа. Ей было вполне очевидно, что малыш плакал на немецком языке.

Еще в 2009 году доктор Кэтлин вместе с группой ученых пришла к выводу, что малыши запоминают голоса, пока еще находятся внутри утробы матери. В немецком языке звуки по тональности исходят от восходящего к нисходящему. Следовательно, малыши подражают падающей интонации. Во французском же языке все наоборот, поэтому детки плачут с растущей тональностью. Шведские новорожденные, чей акцент имеет ударное звучание, больше напоминает крик-пение.

В таком возрасте малыши способны изучить любой язык, но вместе с тем на них уже оказывает влияние их родной. За несколько лет проведенных исследований в лаборатории накопилось около 500 тысяч различных записей звуков, которые издают младенцы. Эти знания позволяют ученым и врачам решить проблемы речевого развития на раннем этапе.

Проблемы раннего развития

Команда доктора Вермке постоянно контактирует с врачами клиники Вюрцбурга, где отдельное внимание уделяется детям, имеющим проблемы со слухом. Они записывают звуки и речь детей до и после того, как получили слуховой аппарат или провели операцию. Это исследование позволит ученым понять, как нарушение слуха отражается на способности детей подражать звукам и проводить эксперименты с ним после лечения.

Просодия как способ различия звуков

Слух и подражание звукам являются основополагающими для развития речи у детей. Уже к началу третьего триместра ребенок внутри материнской утробы способен распознавать голоса и улавливать звуковой ритм. После появления на свет младенец активно их воспроизводит. В новой среде новорожденного со всех сторон начинают «атаковать» различные интонации и тональности, голоса и звуки. Он не может их повторить целиком, как слышит. Один из способов - это воспроизведение небольшими кусочками (такое явление ученые также называют "просодия").

Джанет Веркер, психолог по развитию в Университете Британской Колумбии, утверждает, что на пути к первому слову должно произойти многое. Малыши используют просодию для того, чтобы различать речь. Если мама говорит на нескольких языках, то уже на раннем этапе развития ребенок распознает их как родные.

Билингвизм

Дети, знакомые с несколькими языками с самого рождения, вполне способны овладеть ими в дальнейшем одновременно. В этом случае просодия им служит явным помощником. Даже если дети еще не способны понять, что различают два языка, они уже слышат их различную интонацию и ритм. При этом новорожденные активно подражают этому.

Команда ученых во главе с доктором Веркер пояснили, что младенцы познают речь через музыкальные элементы, которые распознают в интонации своего родного языка. Изучая звукозапись криков малыша Джориса, они посмотрели, как отображаются колебания волн в специальной программе. Малыш вздохнул и издал слегка падающий звук, затем выдохнул, как будто скользил по склону: «Вау!» На мониторе каждое «Вау!» выглядело как дуга с длинной наклонной стороной.

Звуковые дуги

У здоровых детей последовательность отдельных дуг проходит быстрый этап развития. Со временем они объединяются, как строительные блоки, помогая образовать первые согласные звуки. Если имеются отклонения или отставание в развитии слуха, этот процесс замедляется или вовсе останавливается.

Выявление проблем в младенческом возрасте позволит врачам своевременно вернуть слух в нужное русло. Специалисты клиники рекомендуют родителям с первых дней жизни ребенка слушать и петь вместе с ним, обнимать его, четко произносить слова. Доктор Вермке также поделилась своим наблюдением относительно самого успокаивающего звука: это оказался вой. Такой эксперимент она проводила, когда находилась среди двух новорожденных Джориса и Йориса, которые находились в клинике вместе с их матерями. Простое и тихое подражание волнообразному завыванию успокоило их, и они перестали плакать.

Успех исследования во многом зависел от матерей, которые поверили в исследования доктора Вермке, в то время как ее коллеги-ученые не верили в них вовсе. Они относились к младенческому плачу как к сигналу организма, указывающему на биологические проблемы (например, колики). Однако матери по всей стране и за ее пределами приняли участие в исследовании и верили, что детский плач заслуживает изучения.

Попробуйте и вы успокоить малыша тихим мелодичным воем. Вот увидите, как малыш прижмется к вашему плечу и перестанет плакать хотя бы на какое-то время.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Как вы считаете, влияет ли музыка на развитие речи ребенка?
Комментариев 1
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
0
Каким то образом да
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.