Хорошая социализация, но без сильного увеличения уровня IQ: так ли на самом деле хороша методика Монтессори

Мария Монтессори (1870-1952) была итальянском врачом и педагогом. Ее прославила уникальная педагогическая система, носящая ее имя и основанная на идее свободного воспитания.

Методика Монтессори и сегодня является весьма распространенной во всем мире в частных и в государственных школах. А также действующей является Международная Монтессори-ассоциация.

Но что наука говорит нам об эффективности Монтессори-образования по сравнению с другими формами обучения? Является ли метод, которому уже более 100 лет, все еще актуальным для современной жизни?

Азбука Монтессори-образования

Основная идея педагогики Марии Монтессори состоит в том, что дети будут учиться лучше, если мы предоставим им больше свободы. Учебная программа разделена на несколько областей, посвященных практической и сенсорной жизни, языкам и математике. Также стоит отметить, что дети работают в разновозрастных коллективах в зависимости от стадии их развития, соответственно разделенных на группы 0-3, 3-6, 6-9, 9-12, 12-15 и 15-18 лет.

Оборудование классов развивает у ребят чувство независимости, позволяя им ошибаться и исправлять свои ошибки. В такой среде учитель должен присматривать за ребенком, реагировать на его потребности, поддерживать его инициативы и перенаправлять их, если это необходимо.

Кроме того, среда Монтессори обеспечивает воплощенное познание. Согласно этой теории, сенсомоторные взаимодействия с окружающей средой способствуют когнитивному развитию и обучению детей. Другими словами, мы лучше учимся, физически взаимодействуя с окружающей средой.

Материалы Монтессори задействуют несколько органов чувств, в частности, осязание и зрение. Одной из символичных частей инструментария являются модели букв и цифр, которые можно осязать, а затем и проговаривать их наименования.

Вопреки распространенному мнению, метод Монтессори не предполагает предоставления неограниченной свободы учащимся. В классе действуют установленные правила, которые тщательно соблюдаются под наблюдением взрослых.

Хотя одна из целей этого метода обучения - адаптироваться к темпу каждого ребенка, уважение к другим и их работе также является ключевым фактором. В соответствии с этим принципом ученики не получают ни поощрений, ни наказаний, что помогает поддерживать их сотрудничество, одновременно поощряя внутреннюю мотивацию.

Впервые был проведен метаанализ

Казалось бы, в рассматриваемом методе обучения есть все составляющие, способствующие образованию и психологическому развитию ребенка. Исследования, проведенные за последние тридцать лет, в целом подтверждают эту точку зрения, предполагая, что различные аспекты этой педагогики могут способствовать развитию когнитивных способностей детей, их социальных навыков, креативности, сенсомоторики и достижению высоких академических результатов.

Но до сих пор не было проведено ни одного всестороннего исследования, которое позволило бы сделать какие-либо реальные выводы о влиянии методов обучения по методике Монтессори. И вот такая работа была проведена. Ее результаты были опубликованы в журнале Contemporary Educational Psychology и показали следующее.

Большое положительное влияние на социальные навыки

По сравнению с другими формами обучения подход Монтессори позволяет учащимся лучше понимать социальные ситуации, решать социальные проблемы и ставить себя на место других людей. Считается, что особенности рассматриваемой методики способствуют развитию социальных навыков, таких как предпочтение сотрудничества перед конкуренцией и поощрение взаимного уважения и обмена опытом.

Высокие показатели усвоения школьных знаний

Педагогическая система Монтессори также вносит значительный вклад в улучшение результатов учеников по математике, чтению, письму и другим предметам. Этот вклад связан с мультисенсорными и самокорректирующимися материалами в классе, а также с отсутствием наказаний и поощрений, которые стимулируют внутреннюю мотивацию детей.

Не наблюдается значительного повышения коэффициента интеллекта

Влияние педагогики Монтессори на другие области оказалось незначительным. Например, этот метод обучения лишь незначительно улучшил когнитивные навыки, которые включают память, торможение, концентрацию внимания, планирование, а также коэффициент интеллекта. Это может быть связано с тем, что дети с большей вероятностью будут развивать свои когнитивные навыки с помощью самих школьных заданий, чем с помощью определенного метода обучения.

Нет особого всплеска креативности

У детей произошел всплеск креативности, но он оказался незначительным. Такие результаты противоречат широко распространенному мнению о том, что целостный подход Монтессори-образования способствует творческому развитию детей больше, чем обычное школьное обучение. Однако, учитывая, что было проведено всего четыре исследования по этому вопросу, следует подходить к этим выводам с осторожностью. Было бы хорошо провести больше исследований в различных культурах и контекстах.

Умеренное влияние на сенсомоторное развитие

Обучение по методу Монтессори оказало умеренное влияние на сенсомоторное обучение - способность ребенка выполнять все более точные и волевые жесты и движения в период от года до 36 месяцев. Результаты были тем более удивительными, что методика Монтессори включает в себя множество мероприятий по совершенствованию сенсомоторного развития детей.

Требуются дополнительные исследования

Общим выводом ученых стало то, что для получения окончательных результатов необходимы дополнительные исследования, учитывающие большее количество переменных. В частности, речь идет о социально-экономическом положении семей и степени внедрения методов обучения по методике Монтессори. Была высказана мысль о том, что метод Монтессори будет более эффективным при целостном подходе к нему, чем при частичном использовании.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Вам приходилось сталкиваться с обучением по методике Монтессори? Каково ваше отношение к ней?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.