Мария Монтессори (1870-1952) была итальянском врачом и педагогом. Ее прославила уникальная педагогическая система, носящая ее имя и основанная на идее свободного воспитания.
Методика Монтессори и сегодня является весьма распространенной во всем мире в частных и в государственных школах. А также действующей является Международная Монтессори-ассоциация.
Но что наука говорит нам об эффективности Монтессори-образования по сравнению с другими формами обучения? Является ли метод, которому уже более 100 лет, все еще актуальным для современной жизни?
Азбука Монтессори-образования
![](/media/i/3/1/2/7/7/0/8/i/3127708.jpg)
Основная идея педагогики Марии Монтессори состоит в том, что дети будут учиться лучше, если мы предоставим им больше свободы. Учебная программа разделена на несколько областей, посвященных практической и сенсорной жизни, языкам и математике. Также стоит отметить, что дети работают в разновозрастных коллективах в зависимости от стадии их развития, соответственно разделенных на группы 0-3, 3-6, 6-9, 9-12, 12-15 и 15-18 лет.
Оборудование классов развивает у ребят чувство независимости, позволяя им ошибаться и исправлять свои ошибки. В такой среде учитель должен присматривать за ребенком, реагировать на его потребности, поддерживать его инициативы и перенаправлять их, если это необходимо.
Кроме того, среда Монтессори обеспечивает воплощенное познание. Согласно этой теории, сенсомоторные взаимодействия с окружающей средой способствуют когнитивному развитию и обучению детей. Другими словами, мы лучше учимся, физически взаимодействуя с окружающей средой.
![](/media/i/3/1/2/7/7/1/0/i/3127710.jpg)
Материалы Монтессори задействуют несколько органов чувств, в частности, осязание и зрение. Одной из символичных частей инструментария являются модели букв и цифр, которые можно осязать, а затем и проговаривать их наименования.
Вопреки распространенному мнению, метод Монтессори не предполагает предоставления неограниченной свободы учащимся. В классе действуют установленные правила, которые тщательно соблюдаются под наблюдением взрослых.
Хотя одна из целей этого метода обучения - адаптироваться к темпу каждого ребенка, уважение к другим и их работе также является ключевым фактором. В соответствии с этим принципом ученики не получают ни поощрений, ни наказаний, что помогает поддерживать их сотрудничество, одновременно поощряя внутреннюю мотивацию.
Впервые был проведен метаанализ
![](/media/i/3/1/2/7/7/1/2/i/3127712.jpg)
Казалось бы, в рассматриваемом методе обучения есть все составляющие, способствующие образованию и психологическому развитию ребенка. Исследования, проведенные за последние тридцать лет, в целом подтверждают эту точку зрения, предполагая, что различные аспекты этой педагогики могут способствовать развитию когнитивных способностей детей, их социальных навыков, креативности, сенсомоторики и достижению высоких академических результатов.
Но до сих пор не было проведено ни одного всестороннего исследования, которое позволило бы сделать какие-либо реальные выводы о влиянии методов обучения по методике Монтессори. И вот такая работа была проведена. Ее результаты были опубликованы в журнале Contemporary Educational Psychology и показали следующее.
Большое положительное влияние на социальные навыки
![](/media/i/3/1/2/7/7/1/1/i/3127711.jpg)
По сравнению с другими формами обучения подход Монтессори позволяет учащимся лучше понимать социальные ситуации, решать социальные проблемы и ставить себя на место других людей. Считается, что особенности рассматриваемой методики способствуют развитию социальных навыков, таких как предпочтение сотрудничества перед конкуренцией и поощрение взаимного уважения и обмена опытом.
Высокие показатели усвоения школьных знаний
![](/media/i/3/1/2/7/7/1/5/i/3127715.jpg)
Педагогическая система Монтессори также вносит значительный вклад в улучшение результатов учеников по математике, чтению, письму и другим предметам. Этот вклад связан с мультисенсорными и самокорректирующимися материалами в классе, а также с отсутствием наказаний и поощрений, которые стимулируют внутреннюю мотивацию детей.
Не наблюдается значительного повышения коэффициента интеллекта
![](/media/i/3/1/2/7/7/0/9/i/3127709.jpg)
Влияние педагогики Монтессори на другие области оказалось незначительным. Например, этот метод обучения лишь незначительно улучшил когнитивные навыки, которые включают память, торможение, концентрацию внимания, планирование, а также коэффициент интеллекта. Это может быть связано с тем, что дети с большей вероятностью будут развивать свои когнитивные навыки с помощью самих школьных заданий, чем с помощью определенного метода обучения.
Нет особого всплеска креативности
![](/media/i/3/1/2/7/7/1/6/i/3127716.jpg)
У детей произошел всплеск креативности, но он оказался незначительным. Такие результаты противоречат широко распространенному мнению о том, что целостный подход Монтессори-образования способствует творческому развитию детей больше, чем обычное школьное обучение. Однако, учитывая, что было проведено всего четыре исследования по этому вопросу, следует подходить к этим выводам с осторожностью. Было бы хорошо провести больше исследований в различных культурах и контекстах.
Умеренное влияние на сенсомоторное развитие
![](/media/i/3/1/2/7/7/1/4/i/3127714.jpg)
Обучение по методу Монтессори оказало умеренное влияние на сенсомоторное обучение - способность ребенка выполнять все более точные и волевые жесты и движения в период от года до 36 месяцев. Результаты были тем более удивительными, что методика Монтессори включает в себя множество мероприятий по совершенствованию сенсомоторного развития детей.
Требуются дополнительные исследования
![](/media/i/3/1/2/7/7/1/3/i/3127713.jpg)
Общим выводом ученых стало то, что для получения окончательных результатов необходимы дополнительные исследования, учитывающие большее количество переменных. В частности, речь идет о социально-экономическом положении семей и степени внедрения методов обучения по методике Монтессори. Была высказана мысль о том, что метод Монтессори будет более эффективным при целостном подходе к нему, чем при частичном использовании.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание