Речь формируется на базе всех остальных психических процессов. Именно поэтому есть целый ряд факторов, которые могут стать причиной формирования проблем с речью ребенка. Значительное место в этом ряду занимает семья, ее эмоциональный климат и стиль общения родителей с ребенком. В условиях дефицита речевой практики и недостаточной стимуляции когнитивных процессов у ребенка могут возникать проблемы с усвоением материала в школе.
Дисграфия как последствие недоразвития устной речи
Независимо от различных определений общим для всех является то, что дисграфия характеризуется специфическими ошибками, которые устойчиво повторяются в письменной речи. Также согласованным является мнение о том, что данное нарушение не связано напрямую с интеллектуальным развитием ребенка.
Существует множество факторов для развития дисграфии. Среди них выделяют нарушения слухового восприятия, недостаточную сформированность фонематического слуха, трудности в овладении пространственными и моторными навыками, а также дефициты зрительно-пространственной координации. Коррекционная работа при дисграфии основывается на принципе развития и формирования базовых психических функций, которые лежат в основе письменной речи.
Предпосылки формирования нарушений
Развитие мелкой моторики рук можно стимулировать через разнообразные занятия, включающие рисование, лепку, игры с мелкими предметами, конструирование. Эти упражнения не только укрепляют мышцы руки, но и развивают координацию движений, что является важным аспектом при обучении письму.
Стоит использовать головоломки, мозаики, игры по нахождению различий между картинками, а также упражнения на копирование и дорисовывание простых геометрических фигур. Важно создать для ребенка такие условия, при которых он будет увлечен процессом, что способствуют повышению его мотивации к обучению и, соответственно, более эффективному развитию необходимых навыков.
Ориентиры для родителей
Основная роль отведена развитию фонематических процессов. С этой целью полезны игры на различение звуков, такие как: «Угадай, какой звук я произнес», где взрослый произносит звуки изолированно, а ребенок должен ответить, какой звук он слышит. Это поможет развить у ребенка внимание к звуковой стороне речи и улучшить его фонематический слух.
Не забывайте о важности регулярности и систематичности занятий. Кратковременные, но частые упражнения будут более эффективны, чем редкие и продолжительные. Старайтесь разнообразить упражнения, чтобы поддерживать интерес ребенка к занятиям. Родители играют важную роль в развитии речевых навыков, однако помните, что консультации и регулярные занятия с логопедом необходимы для достижения наилучших результатов. Специалист может выявить скрытые проблемы и предложить индивидуально подобранные методы коррекции, что значительно ускорит и упростит процесс устранения нарушений звукопроизношения.
Работа со звуками
Попросите ребенка назвать пять-шесть слов, начинающихся на звук [С]. Например: собака, сапоги, суп, старик, сарай, сок. Можете предложить ребенку подумать о словах, связанных с животными, предметами в доме или еде. Это поможет развить его сообразительность и расширить словарный запас.
После этого попросите ребенка вспомнить и назвать учебные принадлежности, в названиях которых есть звук [С]. Например: тетрадь, резинка, карандаш, ручка, ластик, ранец. Затем предложите подумать о продуктах из магазина, где также спрятан этот звук: салат, сосиска, сыр, сметана, сахар. Можно попросить назвать домашних или диких животных: собака, сова, синица, слон, суслик, сорока.
Можно попробовать организовать игру на внимательность. Озвучьте несколько слов и попросите ребенка хлопнуть в ладоши, когда он услышит слово, начинающееся на мягкий согласный.
Формирование языкового анализа и синтеза
Закрепление навыков языкового анализа и синтеза через увлекательные игровые формы способствует не только развитию речевых способностей ребенка, но также логического и ассоциативного мышления. Эти задания помогут малышу не только успешно справляться с учебной программой в школе, но и раскроют его творческий потенциал в полную силу.
Родители могут задавать ребенку вопросы, которые подразумевают ответы в виде слов. Например, «Какое слово состоит из трех слогов и означает фрукт?» (ответ: апельсин), «Назови слово с первым звуком [ч].» (ответ: чайка). Задания можно увеличивать по сложности, добавляя новые условия, как количество слогов, наличие определенного звука в середине слова и т.д.
Родители предлагают ребенку придумать как можно больше предложений, используя один и тот же предлог. Например, предлог «в» — «в саду», «в доме», «в коробке». Это задание позволяет ребенку осмыслить роль предлогов в языке и научиться их правильно использовать.
Развитие пространственных ориентаций
Дайте ребенку карту или простой план помещения, в котором он находится, и предложите ему построить по этому плану небольшую модель из кубиков или конструктора. Желательно использовать различные масштабы и элементы окружающего пространства, чтобы ребенок мог лучше понимать соотношение предметов друг к другу.
Создайте или найдите в книгах и журналах лабиринты разных уровней сложности. Предложите ребенку провести персонажа или предмет через лабиринт, чтобы он вышел из начальной точки к конечной. Это упражнение развивает не только зрительно-пространственные навыки, но и логическое мышление.
Помните, в журналах часто встречаются задания «раскраски по номерам». Такие задания дети часто могут найти в специальных литературных изданиях или в интернете. Раскрашивая картинки в соответствии с номерами, ребенок учится ориентироваться в пространстве листа, точно следовать инструкциям.
Развитие мелкой моторики
Дети охотнее участвуют в игровых и творческих занятиях, когда они находят их увлекательными и интересными. Например, можно привнести элементы игры, соревнования или даже небольшие театральные постановки. Это поможет не только эффективно развивать навыки, но и поддерживать эмоциональное благополучие ребенка.
Важно помнить, что это не только важно для улучшения письма и речевых навыков, но и формированию самоконтроля, внимания и усидчивости. Эти качества являются основополагающими для успешного обучения в школе и в дальнейшем жизненном пути ребенка. Систематическая работа над мелкой моторикой способствует всестороннему развитию и позволяет ребенку раскрыть свой потенциал.
Заключение
Также стоит отметить, что регулярность играет ключевую роль. Мелкой моторикой необходимо заниматься каждый день, выделяя на это определенное время. При этом не стоит забывать о поощрении и поддержке ребенка. Похвала за старания и достижения мотивирует продолжать развивать свои умения и стремиться к новым вершинам.
Для удобства родителей и педагогов можно составить расписание занятий, где будут чередоваться различные виды упражнений. Это поможет избежать однообразия и усталости у ребенка, сохраняя при этом заинтересованность и радость от процесса обучения. Среди современных методик развития мелкой моторики популярность завоевали и электронные образовательные игры, которые можно использовать как дополнительный инструмент. Эти советы родителям будущих первоклассников могут помочь быстрее адаптироваться к школьной деятельности.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание