Логопедические игры (артикуляционная гимнастика) для детей 2-4 лет

Артикуляционные упражнения для детей в возрасте 2-4 лет имеют большое значение для развития правильной речи и формирования функциональных способностей артикуляционного аппарата. Для этого возраста логопедические игры должны быть веселыми, увлекательными и простыми, чтобы малыши не теряли интерес и могли выполнять их с удовольствием. Занятия рекомендуется начинать с 1-2 минут, постепенно увеличивая время до 5-7 минут в день.

"Улитка" и "часики"

Одним из основных упражнений является "улитка". Ребенку предлагается сложить губы в трубочку и произнести звук "у", при этом держа позу несколько секунд. Затем губы расслабляются. "Улитка" помогает укрепить мышцы губ, которые важны для четкого произношения звуков. Следующим упражнением может быть "лошадка": ребенок цокает языком, имитируя звук копыт. Это развлечение не только увлекательное, но и полезное для формирования правильного произношения звуков "т" и "д".

Для развития подъязычных мышц и улучшения подвижности языка можно использовать упражнение "часики". Ребенок открывает рот и медленно перемещает язык по часовой стрелке, а затем против часовой. Это упражнение способствует улучшению общей моторики языка и помогает в четком произношении различных звуков. Добавляя упражнение "горка", когда ребенок поднимает язык к небу, можно повысить силу и выносливость мышц, участвующих в речи.

Развиваем мышцы губ и щек

Это базовые упражнения, которые очень важны для формирования правильного артикуляционного уклада, а также процесса жевания. Самые ранние логопедические игры станут отличным подспорьем на пути к чистой речи в будущем.

  • "Лошадка". Расслабить губы и издавать звук, как будто изображаете лошадку. Вибрация, возникающая при этом, помогает улучшить кровообращение и укрепить мышцы.
  • "Улыбка сфинкса". Широко улыбнуться, не размыкая губ, так чтобы ощущать натяжение в щеках. Удерживать улыбку в течение 5-10 секунд, затем расслабиться. Повторить несколько раз. Это упражнение помогает повысить тонус мышц вокруг губ и щек.
  • "Рыбка". Сомкнуть губы и сильно втянуть щеки внутрь, как делают рыбы.

Эти упражнения занимают всего несколько минут, но при регулярном выполнении могут значительно улучшить тонус мышц губ и щек. Самые простые логопедические игры помогают избежать проблем в будущем.

Упражнения для губ

Основные органы артикуляции - это губы, поэтому нельзя забывать про круговую мышцу рта. Логопедические игры помогают отработать артикуляцию гласных звуков перед тем, как перейти к более сложным, согласным.

  • «Иголочка». Язык вытягивается вперед, превращаясь в «иголочку». Укрепляет мышцы языка и помогает в произнесении свистящих звуков.
  • «Чашечка». Язык поднимается к небу и выгибается, формируя форму чашечки. Тонкие движения и выгибание языка укрепляют мышцы и способствуют правильному произношению сонорных звуков.

Артикуляционная гимнастика поможет детям и взрослым значительно улучшить артикуляционные способности, делая речь более четкой и выразительной. Регулярные тренировки способствуют развитию гибкости и силы языковых и лицевых мышц.

Упражнения для круговой мышцы рта

Развитие подвижности губ очень важны для формирования правильной артикуляции. Для этого можно использовать простые и несложные упражнения:

  • Массаж при помощи зубов. Сначала нежно покусывайте или почесывайте зубами губы.
  • "Пятачок". Вытянутые губы двигайте из стороны в сторону, а затем делайте круговые движения.
  • "Рыбий разговор". Слегка хлопайте губами друг о друга, издавая приглушенный звук "ППП" без выдыхания воздуха.
  • "Уточка". Вытяните губы и сожмите их так, чтобы большие пальцы находились под нижней губой, а остальные пальцы — на верхней. Массируя губы, как можно сильнее вытягивайте их вперед, изображая клюв уточки.
  • "Прячем губы". Откройте рот широко, втяните губы внутрь, прижав к зубам. Зубы должны быть слегка разомкнуты, чтобы губы не были видны.

Развитие подвижности губ играет важную роль в формировании четкой и понятной речи, а также в общей артикуляции звуков. Губы участвуют в произнесении многих фонем, и их достаточная гибкость и сила способствуют улучшению дикции и выразительности речи. В этой статье мы рассмотрим несколько эффективных упражнений, которые помогут укрепить мышцы губ и повысить их подвижность

Упражнения для самых маленьких

Упражнения, направленные на активизацию мышц артикуляционного аппарата, способствуют правильному формированию звуков.

Один из таких методов заключается в том, чтобы сильно надуть щеки, удерживая воздух во рту как можно дольше, и отслеживать, сколько времени ребенок может не дышать. Это упражнение способствует укреплению мышц щек и губ.

Еще одно эффективное упражнение – с карандашом или пластиковой трубочкой. Ребенок держит предмет губами и пытается нарисовать круг или квадрат в воздухе или на бумаге. Это способствует улучшению координации движений и укреплению губ. Благодаря такому активному использованию губ, ребенок начинает осознавать их значимость в артикуляции звуков.

Также эффективным упражнением является удерживание марлевой салфетки губами, в то время как взрослый плавно пытается ее вытянуть. Это упражнение тренирует мышцы губ и улучшает контроль над ними. Еще один вариант – пить через трубочку или дуть в воду через трубочку. Они развивают правильное дыхание и координацию движений рта и губ.

Для более динамичного упражнения можно использовать «пугающихся бумажек». Мелко нарезанная бумага складывается кучкой на столе перед ребенком, и его просят набрать как можно больше воздуха в рот и резко выдохнуть со звуком [п]». Это упражнение развивает силу выдоха и помогает улучшить артикуляцию звуков, особенно резких и взрывных. Вы сами увидите, насколько эффективной является артикуляционная гимнастика. Упражнения достаточно простые и не отнимут много времени.

Работа с нижней челюстью

Упражнения для детей для развития подвижности нижней челюсти являются важным элементом в профилактике и лечении различных нарушений речи и глотания. Зачастую именно недостаточная подвижность нижней челюсти может стать причиной затруднений в произношении некоторых звуков и слов. Артикуляционная гимнастика для детей поможет улучшить артикуляцию и укрепить мышцы лица.

Одним из эффективных упражнений является "жевательная резинка". Ребенку предлагается жевать резиновую игрушку или специальную жевательную резинку для тренировки челюстных мышц. При этом нужно следить, чтобы жевание происходило равномерно на обе стороны. Это позволяет не только развить подвижность, но и укрепить мышцы, задействованные в процессе жевания.

Для малышей и не только

Следующее упражнение — "рыбка". Ребенку предлагается растягивать губы в стороны, как при улыбке, а затем складывать их трубочкой, как будто он пытается поцеловать кого-то. Это движение помогает разработать круговые мышцы рта и улучшить контроль над нижней челюстью. Выполнять упражнение рекомендуется по нескольку раз в день, сочетая его с другими видами тренировки.

Еще одно полезное упражнение — "лопата". Ребенок должен высунуть язык и попытаться ткнуть им в подбородок, затем поднять его вверх и дотянуться до носа. Эти движения позволяют развить гибкость языка и улучшить координацию движений челюсти. Комбинирование различных упражнений и их регулярное выполнение помогут ребенку достичь значительных успехов в развитии подвижности нижней челюсти.

Заключение

Сегодня практически все родители знают, что такое артикуляционная гимнастика. Цель может меняться в зависимости от возраста ребенка и речевых сложностей. В случае если вашему малышу 2-3 года, и вы хотите заранее подготовить его артикуляционный аппарат к правильному произношению, чтобы в будущем избежать визитов к логопеду, можно использовать простые упражнения для развития губ, щек и дыхания. Сначала взрослый объясняет выполнение упражнения (например, «нужно улыбнуться, показать зубы, расположить их один на другом»), затем демонстрирует на себе и предлагает ребенку повторить.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А как часто вы занимались с детьми артикуляционной гимнастикой?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.