Если ребенок плохо говорит: мнемотехника для детей при обучении связному высказыванию

Речь является ключевым инструментом умственной активности человека, оказывающим значительное воздействие на все аспекты жизни ребенка. К началу школьного обучения малыш должен в полной мере овладеть этим средством коммуникации. Именно поэтому проблемам речевого развития, особенно в старших группах детского сада, уделяется столь пристальное внимание. Мнемотехника для детей - это веселые упражнения с хорошей эффективностью.

Что должен уметь ребенок к 7 годам

К 7 годам важно научить:

  • правильно использовать 2–3 тысячи слов;
  • грамотно строить предложения с использованием всех частей речи;
  • логично рассуждать и выражать свое мнение;
  • корректно употреблять фразеологизмы;
  • особенности ведения диалога (в первую очередь, высказывать свою реплику после собеседника);
  • составлять устные тексты различных жанров (например, повествование о прошедших выходных, описание видео или картинки, рассуждение по поводу действий персонажей сказки).

Это не так просто, особенно для современного ребенка. Мнемотехника для детей значительно упрощает обучение, давая визуальную поддержку.

Сложный навык связного рассказа

Из нашего опыта работы мы замечаем, что детям наиболее трудно овладеть навыком связного, последовательного и выразительного пересказа коротких сказок и рассказов; а также созданием своих собственных повествований, описаний и творческих текстов. Эти сложности у детей с нормальным развитием часто обусловлены непониманием ключевых смысловых частей рассказа, затруднениями в сохранении логической последовательности повествования, а также тем, что обилие деталей отвлекает детей. Уделяя слишком много внимания деталям, дети могут упускать главный замысел — передать сюжет и быть понятыми. Поэтому мнемотехника для детей призвана облегчить обучение.

Рассказы по плану

Педагоги должны целеустремленно и регулярно обучать детей составлению описаний предметов и сюжетных картин по заданному плану и образцу, формированию рассказов по последовательным картинкам, развитию навыка рассказывать о личных событиях, придумыванию собственных концовок к сказкам. Конечно, мнемотехники для детей идут в помощь. Необходимо также развивать умения создавать творческие рассказы на предложенные темы.

Мнемотехника для детей - путь к легкому запоминанию

Для эффективного освоения этих навыков и умений следует применять упрощающие и активизирующие методики обучения. Одной из таких методик является использование мнемотехники и визуального моделирования для развития связной речи у детей. Мнемотехника для развития детей — это комплекс техник и приемов, гарантирующих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Эффективные приемы

Мнемотехника включает различные приемы, такие как ассоциации, рифмы, акронимы и даже использование геометрических форм для поддержки процесса запоминания. Эти методы особенно полезны для детей, так как они задействуют как левое, так и правое полушарие мозга, облегчая создание и укрепление нейронных связей. Например, для запоминания последовательности событий можно предложить ребенку представить их в виде цепочки картинок, где каждая иллюстрация символизирует конкретное действие или событие.

Визуальное моделирование, в свою очередь, помогает детям более четко понимать изучаемые им понятия и явления. Визуальный контент, такой как графики, диаграммы, карты и схемы, упрощает восприятие информации и позволяет увидеть взаимосвязи между элементами. Этот метод особенно продуктивен для развития связной речи, так как дети учатся описывать увиденное, выражая свои мысли последовательно и логично.

Дополнительно интерактивные занятия могут включать использование различных приложений и программного обеспечения, которые стимулируют зрительное восприятие и память. Такие инструменты позволяют создать динамичное и увлекательное учебное пространство, где дети могут экспериментировать с информацией, модифицировать ее и активно взаимодействовать с ней. Например, игры на планшетах или компьютерах, ориентированные на развитие памяти, логического мышления и языковых навыков, могут стать частью образовательного процесса.

В основе визуальная схема

Моделирование представляет собой метод, который включает использование схем. Модель - это представление явления в виде схемы, отражающее его структурные компоненты и связи, а также наиболее важные аспекты и характеристики объекта. В моделях связанных речевых высказываний это их структура, содержание (характеристики объектов при описании, взаимосвязи персонажей и развитие сюжета в повествовании), и средства внутритекстовой связи.

Как таблицы стимулируют речь

Основной принцип развития связной речи через мнемотехнику и моделирование заключается в применении мнемосхем и мнемотаблиц: для каждого слова или небольшого словосочетания создается картинка (изображение). Из этих иллюстраций формируется последовательная модель повествования или пересказа. Используя особые символы и знаки, обозначается связь каждой фразы или предложения с предыдущими и/или следующими элементами. Тем самым, весь текст представляется как диаграмма. Наблюдая за этими изображениями, ребенок легко запоминает текстовую информацию. Мнемотехника для развития речи у детей позволяет просто и без отрицательных эмоций улучшать речь.

Мнемотехническое запоминание

Первоначальный шаг — кодирование информации в образы. Необходимо выбрать подходящий тип модели, который будет использоваться. Следует составить схемы и символы для кодирования данных. Различают несколько типов кодирования: предметное (цветные изображения объектов или персонажей, фигурки предметов и героев, цветные иллюстрации персонажей, выполняющих действия в сказке, рассказе, стихотворении или чистоговорке), графическое (передача сюжета через схематические изображения).

Второй этап

Запоминание и связывание образов, а также запоминание последовательности событий – это второй этап. После выбора вида моделирования мы предлагаем детям ознакомиться с текстом (чтение без акцента на пересказ, с целью свободного восприятия). Затем определяем и демонстрируем структуру текста (начало, основная часть, завершение). Далее в процессе чтения частей текста вводятся образы-символы (персонажи/их действия) рассказа/поэмы/сказки.

Затем очень важно уточнить связи между событиями и персонажами, анализируются последовательность и логика изложения. Для этого применяются традиционные методы работы с текстом:

  • вопросы по содержанию;
  • объяснение незнакомых слов;
  • чтение отдельных фрагментов (например, повторяющихся слов, песен, диалогов);
  • обсуждение поведения и характера героев;
  • предложения, как бы дети поступили на месте героя и что могло бы случиться, если бы герой поступил иначе;
  • впечатления детей от рассказа;
  • определение и подведение итогов сути рассказа педагогом.

Третий этап

Мнемотехника для детей 5 лет открывает возможность учить стихи и сложные задания. Третий этап включает пересказ с использованием схем и символов. Мы направляем детей на пересказ и снова читаем текст, сопровождая чтение работой указкой по схеме. Организуем пересказ, опираясь на модель: несколько детей могут по очереди пересказывать текст частями или играя роли персонажей. На начальном этапе пересказ может быть коллективным, а затем становится самостоятельным.

Четвертый этап

Четвертый этап - это воспроизведение и закрепление мнемотаблицы в памяти. После пересказа или рассказа дети должны восстановить таблицу педагога по памяти, ориентируясь на текст, а затем на более поздних стадиях самостоятельно создавать таблицы, отбирая или зарисовывая необходимые символы. Моделирование также может быть применено для расширения лексикона, обучения правильной структуре предложений, развития навыков ведения диалога.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А вы пользовались приемами мнемотехники? 
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.