Тиктокер или будущий врач? Как помочь ребенку с выбором профессии

Начало разговора про выбор профессии с раннего возраста имеет множество преимуществ. В дошкольном возрасте дети особенно восприимчивы к новой информации и проявляют искренний интерес ко всем аспектам окружающего мира. В этом периоде закладываются основы для формирования представлений о различных видах деятельности. Когда взрослые предоставляют информацию о разных профессиях в игровой и доступной форме, это помогает ребенку лучше понять, чем занимаются люди в разных сферах и как их деятельность влияет на общество. Итак, как осуществить выбор профессии?

Учим детей думать

Диалоги с детьми способствуют развитию важных навыков — критического мышления, умения ставить вопросы и искать на них ответы. Общаясь с ребенком и разговаривая про выбор профессии, можно научить его анализировать, какие качества, навыки и знания необходимы для выполнения той или иной работы. Например, разговаривая об архитекторе, родители могут вместе с ребенком строить что-то из кубиков, развивая пространственное мышление и понимание структуры объектов.

Важно помнить, что на каждом этапе взросления дети воспринимают информацию по-разному, трансформируется и выбор профессии. В период начальной и средней школы у ребенка формируются более конкретные интересы и предпочтения. Используя этот момент, родители и педагоги могут глубже рассмотреть с ребенком одну или несколько профессий через экскурсии, беседы с профессионалами, посещение кружков и секций. Так ребенок получит возможность попробовать себя в разных ролях и увидеть будущие перспективы через призму своих интересов.

Профориентация для школьников

К моменту поступления в старшие классы подросток уже должен иметь более четкое представление о своих склонностях и предпочтениях. Здесь важно поддержать его инициативы и помочь выбрать направление, в котором он будет развиваться дальше. Родители могут вместе с ребенком обсуждать планы на будущее, подчеркивая, что выбор профессии — это не раз и навсегда, а возможность найти дело по душе, которое принесет удовлетворение и даст возможность проявить себя. Таким образом, создание постоянного диалога о профессиях с самого раннего возраста может стать основой для осознанного профессионального выбора в будущем.

Забудьте установки

Многие исследователи стараются структурировать факторы выбора профессии, но пока это мало у кого получается. Еще до появления малыша на свет родителям важно понять одно простое правило — будущий ребенок обладает своим уникальным набором генов, и лишь Богу известно, как они будут взаимодействовать. Никто не может предсказать, будет ли у ребенка талант к музыке, как у матери, или аналитический склад ума, как у отца. Важно заранее принять тот факт, что это будет самостоятельная личность с собственными стремлениями и способностями.

Размышления о престижности и карьерных возможностях различных профессий лучше оставить при себе. Забываем такие фразы, как «быть биологом немодно» или «музыканты мало зарабатывают». Новый человек будет жить в новом времени и новом обществе, непонятном для родителей. Их задача иная: мама и папа должны научить ребенка быть счастливым, определить свое жизненное предназначение, жить в согласии с собой и окружающими. Как видите, факторы выбора профессии находятся внутри нас.

Взрослый должен наблюдать

Родителям следует внимательно следить, анализировать и записывать (оптимально в отдельный блокнот или документ) за тем, что привлекает ребенка, что ему нравится и вызывает интерес. Эти наблюдения служат основой для очень ранней профориентации, которая значительно повлияет на развитие вашего ребенка в будущем.

Однако наблюдение не означает направление. Быть наблюдателем — значит помогать с выбором, предлагать разнообразие возможностей, расширять горизонты, демонстрировать мир и отслеживать реакции ребенка, выделяя основные области, которые вызывают положительный отклик и желание узнать больше. Помощь в выборе профессии заключается в том, чтобы быть рядом.

Взрослый должен говорить

Общение с ребенком необходимо. Важно серьезно, на доступном для него языке, обсуждать все, что происходит в его жизни, в жизни окружающих и в стране. Такие разговоры помогают разобраться в сложившейся ситуации, сформировать собственное мнение и предотвратить появление тревоги и страхов.

Особенно следует поговорить о будущем. Дети ориентированы на настоящее. Для них не существует завтрашнего дня, есть только текущий момент. Это отсутствует абсолютно до трех лет, а затем условно до пяти лет. Именно поэтому играющий ребенок не понимает, зачем надевать шапку на улицу, если ему сейчас жарко. Шапка связана с будущим.

Формируйте установку на успех

Обсуждение будущих событий также играет ключевую роль в формировании уверенности у детей. Когда ребенок понимает, что его ждет в будущем, он становится менее подвержен страхам и тревоге. Важно рассказать о предстоящих событиях, таких как посещение школы или поездка к бабушке, объяснив, что эти этапы принесут положительные эмоции и новые впечатления. Постоянное обсуждение будущих планов, в том числе выходные или каникулы, помогает сориентировать ребенка во временном пространстве и ощутить стабильность.

Помимо прочего дети от природы обладают богатым воображением, и обсуждения о будущем можно использовать как инструмент для его развития. Придумывание вместе с ребенком фантастических сценариев, где он представит себя супергероем или исследователем космоса, стимулирует креативность и уверенность в своих силах. Эти разговоры помогают ребенку понять, что воображаемое сегодня может стать реальностью завтра, если над этим работать. Взрослым необходимо поддерживать таких фантазий, помогая ребенку устанавливать связь между мечтой и достижением цели в будущем.

Взрослый должен объяснять

Помощь в выборе профессии (профориентация) подразумевает особую поддержку. При этом взрослый должен объяснять, но не выбирать за ребенка. Важно развивать у ребенка любопытство и стремление постигать новое. Разговоры о работе можно начинать с простых и интересных вещей: какие есть профессии, чем они отличаются друг от друга, что делает каждую из них уникальной. Пускай ребенок узнает, что работа — это возможность не только зарабатывать деньги, но также приносить пользу, учиться чему-то новому и даже находить друзей. Такие беседы помогут ему увидеть мир взрослых с другой стороны и сформировать положительное отношение к труду.

Чтобы поддерживать такой интерес, старайтесь вовлекать ребенка в различные проекты и мероприятия, связанные с карьерными вопросами. Например, посетите вместе дни открытых дверей в разных организациях или семейные экскурсии на производства и в музеи. Это позволит ребенку вживую увидеть различные сферы профессиональной деятельности, понаблюдать за процессами и, возможно, найти для себя что-то увлекательное. Важно, чтобы ребенок понимал: каждый человек может найти дело по душе и стать успешным, если будет трудолюбив и любопытен.

Поддерживайте фантазии ребенка

С 5-6 лет у детей пробуждается активное воображение, особенно касающееся будущей профессии. Каждый ребенок с радостью делится мечтами о том, что станет поваром, полицейским, продавцом, геймером или, возможно, врачом, как его отец. Однако эти мечты часто поверхностны, и родителям следует помочь придать им ясность и осмысленность. Например, можно объяснить, чем занимается врач на работе или в чем состоит труд продавца, не принижая, а описывая фактически.

В нашей стране принято запугивать детей утверждениями: «Если будешь плохо учиться, станешь дворником/официантом/продавцом». Такое отношение негативно влияет на психику детей и создает необоснованное неуважение к людям, работающим в определенных профессиях.

Давайте ребенку пробовать

В возрасте 5-6 лет дети стремятся исследовать все вокруг. В этот период важно преодолеть личные предубеждения и честно знакомить их с миром. Если мальчик заинтересовался куклами, начал их наряжать и придумывать новые шляпки, постарайтесь не запрещать ему это, а вообразите, что перед вами маленький Зайцев или Юдашкин, и дайте ему свободу творить.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А как вы думаете, нужно ли помогать ребенку в выборе профессии? 
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.