Животные не водятся, а летом идет снег: почему Андрей Малахов не поехал к зловещему Патомскому кратеру

По словам Андрея Малахова, несколько недель назад ему поступило интересное предложение от главного редактора газеты «Комсомольская правда» Владимира Сунгоркина. Журналист предложил коллеге отправиться в экспедицию к Патомскому кратеру. Что собой представляет это место? Что ответил популярный ведущий?Расскажем об этом в нашей статье.

«Вы хотите моей скорой смерти?»

Именно так полушутя ответил Малахов, добавив:

Мне сказали, что там постоянно кто-то умирает.

Вместо него в итоге отправился другой корреспондент «России 1». Спустя десять дней сам Владимир Николаевич Сунгоркин умер от инсульта.

По свидетельству многих, кратер не подпускает к себе людей, требуя какой-нибудь жертвы. В ходе экспедиции почти все участники были травмированы: порезались или ушиблись о камни. «Гнездо огненного орла» (так народ прозвал это место) не подпускает к себе гостей. Первоначально в планах съемочной команды было высадиться непосредственно у места исследования. Однако вертолет унесло ветром на 5 км дальше от Патомского кратера. После того как был разбит палаточный лагерь, начался сильный ветер, а затем повалил снег. Тридцатого августа!

Проклятое место

По словам местных жителей, это место считается проклятым, поэтому вблизи кратера уже давно не селятся люди. Близ аномалии не живут даже животные, олени обходят ее стороной, поскольку их рога здесь чернеют (гниют). Это место является привлекательным для туристов, однако добраться без проводника к нему чрезвычайно сложно. Многие пилоты, постоянно летая над кратером, не обнаруживают его с высоты.

История: открытие 1949 года

Летом 1949-го иркутским геологом Вадимом Колпаковым в горной тайге на севере Иркутской области был поражен необычайным зрелищем. Он обнаружил выпуклый усеченный конус, горизонтально срезанный вверху. На поверхности верхнего среза находился гребень кольцевого вала, внутри него была воронка с куполообразной горкой в центре. Поскольку обнаруженный ученым конус расположен на склоне, его высота над поверхностью грунта различна. Вверху она составляет примерно 10-15 м, а внизу - 70-80 м. Диаметр конуса составляет 130-150 м. Находка была названа по имени реки, в бассейне которой она находится - Патомским кратером. Удивительный факт: уникальное природное образование, не имеющее в мире себе равных, за полвека с момента его открытия почти не исследовалось.

Первая экспедиция к кратеру

Впервые ученые отправились исследовать кратер в 2005-м. Корреспондент «КП» Андрей Моисеенко в своем отчете об экспедиции сообщает о том, что их руководитель, иркутский геолог, научный сотрудник РАН Евгений Воробьев, на подходе к кратеру вдруг захрипел и повалился на землю. Ему не помогло ни произведенное искусственное дыхание, ни массаж сердца. После того как тело было вытащено из тайги и доставлено к людям, во время вскрытия была обнаружена причина смерти - обширный инфаркт. Случайность? Или кратер выбрал себе новую жертву?

Множество версий

Ученым удалось впервые в истории исследования Патомского кратера сделать его цветные фотографии, вызвавшие фурор в научном мире. В результате было рождено множество версий происхождения аномалии. Одни исследователи выдвигали предположение, что в основе образования кратера лежит деятельность секретных «гулаговских» шахт, другие пытались привязать его возникновение к падению Тунгусского метеорита, третьи объясняли его происхождение самопроизвольным ядерным взрывом в недрах урановых руд и т.д. Последняя гипотеза, кстати, подкреплялась якутскими легендами о «недобром месте» - определенный повышенный уровень радиационного фона в окрестностях аномалии и в самом деле способен погубить все живое.

Что подтвердилось?

Сейчас учеными в Иркутске и Москве все еще анализируются материалы, привезенные из экспедиции. Были сделаны первые выводы:

• подобная аномалия уникальна, больше таких в мире нет;
  • возраст явления - около 250 лет, с Тунгусским метеоритом оно никак не связано;
  • в отличие от более ранних предположений, сегодня ученые утверждают, что «Гнездо огненного орла» не является радиоактивным, однако вокруг него имеется аномальное магнитное поле;
  • предположительно, причиной образования магнитной аномалии, окружающей это место, стал металлический объект, расположенный на глубине 100 - 150 м;
  • кратер до сегодняшнего дня является живым - он продолжает менять свою форму, то поднимается, то опускается.

В эфире шоу «Малахов» была озвучена одна из подтвердившихся природных версий происхождения явления. По словам журналистов, причина возникновения аномалии заключается в морозном пучении. Подземные воды, залегающие в этом месте на глубине 200 м, зимой замерзают и способствуют выдавливанию грунта, который со временем обмывается и приобретает причудливую форму.

Почему изучением аномального кратера не занимались в советское время?

Этот вопрос занимает многих читателей. Данный факт кажется странным, ведь явление было открыто еще в 1947-м и у советской науки было гораздо больше возможностей, чем у науки российской.

По словам Вадима Колпакова, первооткрывателя достопримечательности, бывшего сотрудника Иркутского геологического управления, а ныне московского пенсионера, он пытался организовать экспедицию для исследования кратера. Однако в те времена перед советской геологией стояли две масштабные задачи: составление подробной геологической карты страны и поиск урана, необходимый для создания ядерной бомбы. Вслед за тем ученые переключились на поиски газа и нефти. Работа по изучению Патомского кратера не сулила никакой выгоды. Поэтому его начальство настойчиво рекомендовало отказаться от публикации в прессе материалов о кратере.

О полулегальной экспедиции 1963 года

Недавно в редакции «Комсомольской правды» оказались документы о полулегальной поездке ученых к Патомскому кратеру, состоявшейся в 1963 году. Основной задачей ученых было разрешение загадки Тунгусского феномена и проверка гипотезы о связи Патомского кратера с Тунгусским метеоритом. В результате экспедиции этой связи не было обнаружено. Поэтому он и выпал из сферы научных интересов.

Что вам известно о Патомском кратере?