“Я сделал так, как хотел, лучше уже не будет”: Сергей Урсуляк о драме “Праведник”, культовой “Ликвидации” и секретах работы на площадке

Имя режиссера Сергея Урсуляка давно не требует дополнительных комментариев: мастер. Приблизительно раз в два-три года на российские экраны выходит его фильм, который неизменно попадает в золотую коллекцию отечественного кинематографа. Сейчас на экранах - "Праведник", фильм, который уже окрестили "вторым "Списком Шиндлера". Фильм переплюнул по зрительскому отклику даже фильм "Ликвидация".

Работа над "Праведником"

Сначала надо сказать: Сергей Урсуляк никогда заранее не знает, на какую тему будет следующая его работа. Между проектами он обязательно берет некоторый тайм-аут, ищет, смотрит, анализирует. Если история ему нравится, начинает работать. Тему "Праведника" предложил режиссеру руководитель канала "Россия 1" Антон Златопольский, который рассказал реальную историю о человеке, который спас множество жизней в Великую Отечественную войну. Сценарий написал известный сценарист Геннадий Островский. И Урсуляк взялся за работу, подзарядившись творческой энергией окружающих его талантливых людей, в том числе Александра Яценко - главного героя фильма. Его режиссер взял без проб, точно уверенный, что никто лучше не сыграет. И оказался прав. Зрители в восторге. Такое кино снимается даже не каждое десятилетие.

Личное мнение

Самым часто задаваемым вопросом режиссерам, как и актерам, является один: смотрели ли вы сами уже готовый вариант фильма, после монтажа? Почему-то зрители думают, что финальный продакшен остается вне ведении главного человека на площадке и команда все заканчивает самостоятельно. Вовсе нет. Режиссер бывает вынужден отсматривать готовую работу даже несколько раз. Сергей Урсуляк не исключение. По его словам, он снял фильм так, как хотел, как видел, как представлял в рукописном сценарии, и не мог сделать лучше. Безусловно, фильм, который транслируют на большом экране, он смотрел, и ему понравилось. Но, конечно, без фанатизма, восхищаться самим собой и говорить окружающим, какой ты молодец, режиссер считает неуместным, "похоже на сумасшествие". Режиссер нигде не пошел на компромисс в сценарии, хотя очень хотелось, естественно, тема очень сложная и многогранная.

Финальные штрихи

Часто бывает так, что в последний момент перед презентацией работы хочется что-нибудь переделать, исправить или вовсе удалить из текущей работы. Режиссеры тоже этим грешат, даже несмотря на колоссальный профессиональный опыт и насмотренность. Вот и в "Праведнике" были моменты, которые, безусловно, хотелось исправить, но, как говорит сам Сергей Урсуляк, все ошибки органично присущи нам, и, исправляя одно, мы непременно будем вносить что-то неправильное снова, только в другой форме:

Исправляя эти ошибки, я сделаю следующие и так далее.

Фильм "Праведник" отражает Сергея Урсуляка 2021-2022 гг., и нет гарантии, что следующая работа будет отражать текущее внутреннее состояние.

Предназначение фильма

Как и любой фильм, "Праведник" начался со сценария, который написал замечательный драматург, сценарист Геннадий Островский. Ему не свойственна жесткость в работе, впрочем, как и самому режиссеру, именно поэтому фильм, несмотря на весь трагизм, получился светлым. У зрителя остается приятное "послевкусие" о победе добра над злом, ощущение света. Это ведь фильм о том, что ничего не кончается, все имеет свое продолжение. А собственно, что нам еще нужно? Все будет. И зрителям в современном кино не хватает именно этого. За последнее время у людей накопилось такое количество эмоционального напряжения, страха неизвестности, что его нужно каким-то образом снимать. Именно поэтому в зале во время просмотра фильма очень много слез и смеха. Съемочной команде удалось добиться практически идеальной эмоциональной гармонии. Хотя режиссеру, по его словам, трудно об этом судить. Но на вопрос о том, чего он хотел добиться в фильме, отвечает, что хотел добиться именно этого.

Мнение коллег

Одну из главных ролей в фильме исполнила актриса Любовь Константинова. По ее мнению, одной из главных мыслей фильма является осознание пути - пути, который должен пройти каждый человек в своей жизни. Каждый член съемочной бригады, каждый зритель в зале, даже сам герой Николай Киселев, прошел определенный путь: необязательно быть супергероем, чтобы стать человеком, гражданином, мужчиной. Просто нужно совершить определенное количество выборов в своей жизни, чтобы перейти этот условный моральный состав. Либо это получается, либо нет.

Актриса Полина Агуреева считает, что у Сергея Урсуляка имеется дар к созданию вокруг себя хорошей, доверительной атмосферы. И актеры, и съемочная группа, и продюсеры - все верят режиссеру, несмотря на то что он откровенно говорит, что кино, которое они снимают, может получиться, а может и нет.

В фильме много дебютантов, молодых актеров и актрис, которых режиссер выбирал сам, очень долго и упорно, но в итоге он нашел, что хотел. Игра молодых актеров вызывала неменьшие слезы у зрителей, чем игра опытных профессионалов. В целом Сергей Урсуляк выбирает актеров по любви, и ему очень сложно кого-то навязать.

Евгений Ткачук говорит о режиссере как о самом веселом и интеллигентном человеке, который с равноценной энергией хвалит или указывает на профессиональные недостатки актера. Правда, жестким Сергей Владимирович бывает крайне редко, потому что в работе его окружают только настоящие профессионалы.

Съемочные локации

Практически все действие фильма происходит в лесу. Это было важным условием для создания правильной атмосферы. Именно поэтому решено было снимать в Белоруссии, в лесах, где все и происходило много лет назад. Команда исходила очень много лесных дорог, чтобы найти те самые места, которые идеально соответствуют определенным сценам. Иногда даже было так, что начинали снимать сцену в одном месте, а заканчивали в другом только потому, что окружающее пространство соответствовало. Лес в фильме - настоящий живой организм, полноценный участник съемочного процесса.

Как добивались реалистичности

Рабочие смены случались не только днем, при свете солнца, но и ночью. В фильме много поистине трагических, страшных сцен, которым невозможно было придать драматический окрас искусственно. Для Сергея Урсуляка было важно, чтобы актеры играли свою роль честно, с полной отдачей. Среди актеров были и дети, что усложняло и без того сложную задачу. Режиссер признается, что не очень любит снимать детей. Да и в принципе в фильме даже для взрослых были очень тяжелые сцены, например переход через очень холодную реку ночью, потому что собрать всех актеров для сцены удалось только к концу сентября, когда стало уже по-настоящему холодно. Режиссеру пришлось честно разговаривать практически с каждым актером о том, что сцена откровенно опасная и участие в ней для каждого является личным выбором. Никто никого не принуждал, но в итоге ни один из участников не отказался. Сняли все за один длинный дубль, без повторов благодаря установке большого количества камер. Чему режиссер был несказанно рад, поскольку очень переживал за последствия долгого осеннего купания.

О культовой "Ликвидации"

Сериал "Ликвидация" вышел на российские экраны в далеком 2007 году, но обсуждение работы Сергея Урсуляка не умолкает в профессиональном сообществе до сих пор. Некоторым кажется, что сериал снят, что называется, по мотивам не менее легендарного сериала "Место встречи изменить нельзя", но режиссер говорит: ничего общего, кроме мужской харизмы двух главных героев - Владимира Машкова и Владимира Высоцкого.

В фильме сыграла и супруга Урсуляка - Лика Нифонтова. Ей досталась роль Норы - возлюбленной главного героя Гоцмана. Причем сам режиссер называет роль Норы бесхарактерной, в то время как Лика с первых минут знакомства со сценарием поняла, что именно такую роль ждала в кино, роль сильной, характерной женщины. Во время подготовки к съемкам Урсуляк всерьез переживал, что не может найти актрису на роль Норы, но однажды понял, что его супруга идеально под нее подходит. "Если я живу со своей женой, то и Гоцман пусть с ней поживет", - сказал сам себе режиссер и не прогадал.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А у вас есть любимый фильм Сергея Урсуляка?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.