В каждой стране программа образования предполагает, что помимо изучения основного материала, ученики начальной школы обязаны выполнять домашнее задание. Однако, как недавно выяснили ученые, оно приносит намного больше вреда, чем пользы. Но, к сожалению, отменить его никто даже не планирует.
Что плохого в домашней работе, спросите вы? Представьте ситуацию, что первокласснику в школе дали задание, например, по математике, которая дается ему с трудом. Если он его не выполнит, то получит плохую отметку. Поэтому он будет вынужден сидеть до глубокой ночи, решая задачи различного уровня сложности. Как следствие, постоянные недосыпы и хроническая усталость, из-за которых падет общая успеваемость.
В чем основная проблема?
Заставлять детей делать домашнее задание в какой-то степени жестоко. Многие преподаватели младших классов полностью с этим согласны, но вот что-то изменить не в их силах. Да и ученые несколько лет назад также проводили исследование, направленное на изучение вреда от домашних занятий.
Но если так, то почему нельзя хоть как-то изменить ситуацию? Основная причина заключается в несовершенстве системы образования. Даже в самых развитых странах в ней есть ряд проблем. Чтобы внести изменения, необходима поддержка всего преподавательского состава, заручиться которой довольно сложно. Многих все устраивает, поскольку они работают за зарплату и не слишком беспокоятся о детях. Вот в Соединенных штатах Америки многие мамы и забили тревогу. После нескольких лет плодотворной борьбы, у них получилось добиться отмены домашних заданий. Но вот в России, к сожалению, подобной инициативы пока не наблюдается.
Вред домашних заданий
В сентябре 2019 года компания Narbis провела опрос 800 родителей. Он показал, что в 65 процентах семей домашняя работа ввергает детей в стресс и негативно сказывается на динамике в семье. При этом чем больше уровень нагрузки, тем выше и отрицательное воздействие.
Помимо этого, внеклассные задания могут уже в детстве сформировать у школьников негативное отношение к школе. В результате этого дети с неохотой идут в школу и уделяют недостаточное внимание обучению. Так было у Сары Блумквист Грейтхауз, проживающей в небольшом калифорнийском городке Фелтон. После отмены домашних заданий ситуация кардинально поменялась. Ее ребенок полюбил школу и стал охотнее ходить в нее, а его успеваемость возросла.
И, наконец, домашние задания крадут у детей время, которое они могли бы потратить на что-то более полезное. Вместо них они могли бы записаться в какой-нибудь тематический кружок, читать развивающую литературу, заниматься спортом, гулять с друзьями на свежем воздухе, познавая окружающий мир, или делать что-то еще.
Стоит ли отменять домашние задания?
Мнения по этому поводу разделились, поэтому перед тем, как идти на штурм школы, очень важно найти ответ на этот вопрос. Многие утверждают, что отказ от домашних заданий пойдет ученикам младших классов на пользу, но вот только никакой академической пользы от этого не будет. Среди многих ученых продолжаются ожесточенные споры на эту тему. Как утверждает профессор философии Дьюк Харрис Купер, были проведены исследования, демонстрирующие небольшие последовательные положительные улучшения. Другие же утверждают, что отмена домашних заданий никак не повлияла на результаты промежуточных аттестаций и экзаменов.
Тем не менее, подавляющее большинство преподавателей согласны, что начинать давать домашнее задание ученикам стоит лишь со средней школы. До нее никакой академической пользы от них не будет. Вместо этого лучше предоставить детям возможность читать самостоятельно отобранный материал. Это положительно сказывается на логическом мышлении и способствует повышению грамотности.
Как удалось решить проблему?
В США команда учителей каждого класса может действовать независимо от школы. Поэтому чтобы добиться отмены домашних заданий, мамам было достаточно склонить на свою сторону всего трех учителей. В результате во многих начальных образовательных учреждениях была запущена пилотная программа, получившая название «Мы предоставляем, вы решаете». Тестирование проекта в одной школе показало его эффективность, поэтому она довольно быстро распространилась по всему штату Сан-Франциско.
Суть идеи заключается в том, что учителя задают ученикам домашнее задание, а родители решают, делать их или нет. По словам профессора образования из Университета Миссури, такой подход очень рационален, и он действительно позволит повысить качество обучения и успеваемость школьников.
Ситуация с домашними заданиями в России
В нашей стране домашние задания уже давно стали темой для мемов и шуток во всемирной паутине. Многие россияне считают их пережитком прошлого, поэтому они давно вместе со своими детьми выступают против них. Их поддерживают и учителя, однако ситуация никак не меняется.
Недавно тревогу забили врачи и психологи, которые в один голос твердят о том, что домашние задания вредны для детского здоровья и их социального развития. Из-за чрезмерных нагрузок у учеников начальных классов не остается времени для нормального полноценного отдыха. Из-за этого у них нарушается сон, развиваются проблемы со зрением, гастрит и сколиоз. И самое страшное в том, что все это у современных детей уже давно стало нормой.
Согласно статистике, в России у детей отрицательное отношение к школе и учебе значительно выше, чем в любой другой стране. Поэтому домашние задания не только не повышают успеваемость, а даже наоборот, снижают ее. И это не говоря уже о том, что большинство учебников давно устарели и не имеют никакого отношения к современным жизненным реалиям. Но несмотря на все это, Министерство образования не планирует отменять домашние задания. И как бы родители ни хотели, ничего изменить у них не получится.
Региональные власти
Примерно месяц назад в Белгородской области было проведено заседание, в котором приняли участие чиновники, педагоги и работники сферы здравоохранения, обсуждавшие вопрос домашних заданий. Во время дискуссии губернатором Евгением Савченко было высказано мнение о том, что их отсутствие является главным условием работы доброжелательной школы, а ДЗ — это плохая привычка из прошлого. Однако подавляющее большинство не поддержало его, поэтому не стоит полагать, что в ближайшем обозримом будущем в систему образования будут вноситься хоть какие-нибудь корректировки.
Государственная дума
Депутат Госдумы Алена Аршинова поддержала мнение Евгения Савченко. Она признала, что сегодня школьники слишком перегружены огромным количеством предметов, поэтому если не отменять домашние задания, то нужно по крайней мере уменьшить их количество. Она убеждена, что основное обучение должно происходить в школе, а дома дети должны заниматься саморазвитием, которое стало возможным благодаря современным цифровым технологиям. Ее мысль поддержала правящая партия «Единая Россия», которая в ближайшем будущем будет обсуждать ее с Министерством просвещения.
Заключение
Ни для кого не секрет, что система образования давно устарела. За последнее время в школах появилось множество новых предметов, изучение которых отнимает слишком много времени. Поэтому домашние задания действительно создают слишком большую нагрузку на школьников, из-за чего они не успевают все изучать. Но вряд ли правительство решится отменить их в ближайшие годы, поскольку реформирование потребует немалых финансовых и временных затрат.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание