"Для чего даешь видеть злодейство и смотреть на бедствия?" Как Бог ответил пророку Аввакуму на его вечный вопрос

Пророк Аввакум относится к малым ветхозаветным пророкам, среди них он восьмой из двенадцати. В книге, названной его именем, есть предсказание прихода Мессии, а также пленения Иерусалима. Основная тема Книги пророка Аввакума - обличение неправедных народов и разговор с Богом, в котором он просит дать ответ на вопрос, как управляющий миром Творец может допускать притеснение праведников народом нечестивым. И Всевышний отвечает ему.

Вечный вопрос

Воззвание пророка Аввакума к Богу о том, почему Создатель допускает злодейства и мы должны смотреть на людские беды, представляет собой вечный вопрос. И сегодня люди недоумевают, почему Создатель, который является всемогущим, не спешит пресекать зло, откликаясь на мольбы людей, на их боль.

Ведь как прекрасно было бы, если бы зло наказывалось незамедлительно, а добродетель тут же увенчивалась благоденствием. Так почему же в действительности порой торжествует зло, а праведники являются гонимыми? Как это сообразуется с высшей справедливостью?

Где справедливость?

В начале своей пророческой книги Аввакум спрашивает Всевышнего, когда же закончатся бедствия и злодейства, которые в Иудее творит нечестивый народ халдеев. Вот его слова, удивительно созвучные мыслям современных людей:

Доколе, Господи, я буду взывать, и Ты не слышишь, буду вопиять к Тебе о насилии, и Ты не спасаешь? Для чего даешь мне видеть злодейство и смотреть на бедствия? Грабительство и насилие предо мною, и восстает вражда и поднимается раздор. От этого закон потерял силу, и суда правильного нет: так как нечестивый одолевает праведного, то и суд происходит превратный.

Пророк почти выступает с обвинительной речью, обращенной к Творцу. Он спрашивает, почему он, слабый и грешный человек, должен быть свидетелем бедствий, ведь ему очень плохо от этого. Но больше всего он страдает от мысли, что и сам Бог терпит это зло. И это невозможно вместить в человеческое сознание. На эти скорбные вопросы Всевышний отвечает страшной вестью о новой беде, которая ждет Иудею.

Грех будет наказан

Отвечая на "плач" пророка о беззаконии и насилии, чинимых в Иудее, Создатель говорит о грядущем уничтожении насилия и вражеского высокомерия и о спасении всех, кто хранит верность Богу.

Как выясняется, мысль о равнодушии к тому, что происходит на земле, является неверной. Всевышний выражает готовность к совершению суда над недостойным поколением народа, который он избрал. Однако суд этот свершится посредством действий халдеев-вавилонян.

Непобедимые на тот момент захватчики не представляли, что их победы - вовсе не следствие их воинских талантов. Они лишь орудие в руках Бога, который избрал их для обрушения своей ярости с целью вразумления народов. Таким образом, грех и в Израиле, и среди его врагов не останется безнаказанным:

Камни из стен возопиют, и перекладины из дерева будут отвечать им: «Горе строящему город на крови и созидающему крепости неправдою!» Горе тебе, который подаешь ближнему твоему питье с примесью злобы твоей и делаешь его пьяным, чтобы видеть срамоту его! Ты пресытился стыдом вместо славы; пей же и ты и показывай срамоту, обратится и к тебе чаша десницы Господней и посрамление на славу твою.

Праведный будет жив верой

Аввакум также спрашивает, почему лукавый народ халдеев-вавилонян выбран Богом для отмщения. И тот отвечает, что и языческие державы подчиняются ему. С их помощью он восстанавливает закон, а затем наказывает и их самих. Всевышний призывает пророка записать, что хотя и не сразу, но обязательно исполнит свое обещание. И хотя надменные души не успокоятся, праведный верою жив будет.

Слова о вере впоследствии трижды процитирует апостол Павел, рассматривая их как основу новозаветной церкви. Дальше пророк Аввакум говорит о том, что каждый будет отвечать за свои злые дела:

Так как ты ограбил многие народы, то и тебя ограбят все остальные народы за пролитие крови человеческой, за разорение страны, города и всех живущих в нем.

Горе тому, кто жаждет неправедных приобретений для дома своего, чтобы устроить гнездо свое на высоте и тем обезопасить себя от руки несчастья!

Бесславие измыслил ты для твоего дома, истребляя многие народы, и согрешил против души твоей.

Книга пророка Аввакума заканчивается псалмом-молитвой, рисующей грозное Богоявление в виде очистительной бури, которая сметает зло с лица земли. Рано или поздно она случится. А сейчас праведников спасает от отчаяния надежда на эту бурю, вера в небесную правду.

Если раньше, в Ветхом Завете, в качестве знака Божией милости воспринималось земное благоденствие, то пророк Аввакум видит жизнь не в этих знаках, но в самом Боге, которому он безраздельно доверяет. Любовь и вера преображают человеческий дух, поглощая все.

Веру пророка Аввакума апостол Павел взял за исходную точку для учения о спасающей вере в Иисуса. Свет, предвещаемый Аввакумом, - это свет Христова Воскресения, который просвещает всех. Христианские богословы считают, что эта вера в Мессию является самым важным в пророчестве Аввакума.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А вы интересуетесь изучением Священного Писания?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.
Гаджеты