Маркиза де Севинье, которая жила в 1626-1696 гг., известна в качестве французская писательницы, являющейся автором "Писем". Сегодня в истории эпистолярного жанра во французской литературе они считаются самым знаменитым произведением. В честь этой женщины назван кратер на планете Венера. 5 февраля исполнилось 395 лет со дня рождения писательницы. Вот несколько ее мудрых и все еще актуальных цитат.
Муж-изменщик погиб на дуэли
При рождении будущую мадам Севинье звали Мари, а фамилия ее была де Рабютен-Шанталь. Ее отец в 1627 году погиб во время боя. Воспитанием девочки занимался ее дедушка, а впоследствии его брат. Учителями Мари были поэт Жан Шаплен и филолог Жиль Менаж. Она хорошо владела итальянским языком, а также знала латынь и испанский.
Для Мари 1644-й ознаменовался замужеством с Анри де Севинье, который был маркизом. Брак этот не был счастливым. Супруг отличался большой слабостью к женскому полу и постоянно изменял жене. В 1652 году он дрался на дуэли, в результате чего и погиб. А причиной была очередная любовница. Ее звали мадам де Гондрана. Участь молодой вдовы была незавидной, она осталась с двумя детьми на руках, с сыном и дочкой.
Среди цитат мадам де Севинье можно найти и те, что связаны с любовными чувствами:
Сердце не имеет морщин.
Мнения женщины суть следствия ее чувств.
Неверность могут простить, но не забыть.
В сущности, любовь все время начинается снова.
После того как погиб маркиз, Мари полностью растворилась в воспитании детей. По большей части она проживала в Париже. Среди ее близких знакомых был ряд известных персон, например, де Ларошфуко. Местом жительства маркизы с 1677 года был отель "Карнавале", расположенный во французской столице. Зиму 1695-1696 годов Севинье жила в замке дочки, ставшей мадам де Гриньян. Церковь Гриньяна стала последним приютом автора "Писем".
Наследие маркизы
Когда дочь Мари де Севинье стала замужней дамой и переехала в Прованс, мать переносила разлуку с ней весьма болезненно. Почти тридцать лет они переписывались, и мать писала по несколько писем в неделю. Ее адресатами были и прочие лица.
Среди них Бюсси-Рабютен, родственник Мари. Несколько ее посланий он включил в свои мемуары в 1696 году. Отдельно эти письма были изданы в 1726 году.
Большая подборка, состоящая из 772 писем, была опубликована в 1754 году. На сегодня известно 1120 эпистолярных посланий маркизы де Севинье. Поскольку сохранилось не так уж много оригиналов, по поводу авторства части из них существуют сомнения.
Из писем следует, что их маркизе не были чужды наблюдательность и ирония:
Чтобы понять, как мы надоедливы, достаточно вспомнить, какими занудами бывают другие, когда говорят с нами.
Если благочестивец столько времени проводит со своим исповедником, то это потому, что ему нравится говорить о себе, хотя бы и плохо.
Мы всегда готовы стоически переносить несчастья ближнего.
Высокая образованность автора
Судя по наследию писательницы, она была весьма начитанным человеком. Ей были знакомы произведения, авторами которых были, например, Франсуа Рабле и Мишель Монтень. Содержание и интонация писем отличаются большим разнообразием. В некоторых случаях они ассоциируются с газетной хроникой, в том числе и со светской.
Иногда стиль посланий похож на прециозный (манерный, вычурный) и галантный, но в то же время он отражает влияние учения Декарта и янсенизма. Последний представляет собой неортодоксальное течение французского католицизма. Письма де Севинье созвучны с произведением "Принцесса Клевская" мадам де Лафайет. Их объединяет глубокий психологизм. Вот некоторые из ее жизненных выводов:
Долгие надежды ослабляют радость так же, как долгие болезни ослабляют боль.
Нет таких наслаждений и радостей, которые не теряли бы этого названия, когда они достаются легко и во множестве.
Настоящая дружба не бывает безоблачной.
В 1996 году, когда отмечалось трехсотлетие маркизы де Севинье, на ее родине учредили премию в ее честь, ею отмечается лучшая публикация писем, которые ранее не издавались.
Интересным фактом является то, что весьма популярный в России афоризм принадлежит перу мадам де Севинье. В перефразированном виде он был использован Генрихом Гейне, а позднее и Бернардом Шоу:
Чем больше я познаю людей, тем больше люблю собак.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание