Башни из людей: народная традиция испанской Каталонии

Испания – страна для россиян особая, и вовсе не из-за ее богатой истории, крайне необыкновенной архитектуры, самобытного искусства и прочих достоинств. Интерес людей вызывает в первую очередь то, что многие отечественные деятели шоу-бизнеса, регулярно мелькающие на телевизионных экранах и в новостных колонках различных информационных изданий, обзавелись в этой стране недвижимостью. К примеру, вокалист популярной группы «БИ-2» живет там уже несколько лет.

Разумеется, заходя в социальные сети, особенно в "Инстаграмм", люди сначала просматривают публикации «звезд». И неизбежно наталкиваются на испанские пейзажи. Однако, о самой стране, ее обычаях и праздниках, информации в постах обычно нет, за исключением, пожалуй, парада Трех Королей. Между тем, это далеко не единственная интересная традиция, достойная внимания. Гораздо более любопытен обычай выстраивания «живых башен», весьма популярный на юге Каталонии.

Что это такое?

«Живые башни» похожи на цирковые акробатические номера. То есть, несколько «тяжеловесов» подставляют свои плечи для ног более легких людей. На их плечи встают те, чей вес еще меньше и так далее, до тех пор, пока на вершине не оказывается один человек. Но, хотя принцип при построении каталонских «живых башен» и акробатических стенок совершенно одинаков, разница между ними огромна.

Каталонцы встают широким кругом, прижимаются предплечьями, сцепляют руки, но не «намертво», в отличие от акробатов. Они помогают забираться наверх другим участникам действа. Каждый «живой», создаваемый людьми, ярус, соответственно, тоже имеет форму круга, за исключением самых верхних.

Какими они могут быть?

«Живые» каталонские башни не являются хаотичными построениями. У них имеются четкие классифицирующие характеристики, а выстраиваются они по строгим правилам. В целом, это действо похоже на танец, а не на спортивную акробатическую демонстрацию.

Классифицируются такие башни в соответствии с двумя основными принципами – выстраиваемой фигурой и количеством людей на каждом ярусе. Главные фигуры – это колонны и башни. Колонна может быть самостоятельной, а может выстраиваться внутри башенного круга или брать свое начало на конкретном ярусе.

Совершающим путешествия по Каталонии обычно бывает не совсем понятно, что кричат зрители и сами участники действа. Действительно, разобраться в том, к чему отнести возгласы «sis, set, vuit, nou, deu…» человеку, впервые наблюдающему за «строительством», очень сложно. Эти выкрики означают номер яруса или уровня. То есть, если участники действа кричат «set», это означает, что сейчас будут «строить» седьмой ярус. Когда кричит толпа зрителей или же «группа поддержки», болельщики, этот возглас оповещает о том, что уровень успешно завершен.

Количество ярусов – еще одна классифицирующая характеристика «живых башен». Достаточно любопытно выглядит выстраивание многоуровневых, очень высоких фигур с небольшим количеством участников на нижних ярусах. В определенный момент им требуется дополнительная опора или поддержка, что предоставляют болельщики. Если наблюдать за этим с балкона или из окна, то площадка на которой строится башня, кажется в буквальном смысле устланной человеческими телами. Болельщики в этот момент находятся очень близко, и при обзоре сверху их тела сливаются. Достроенная же башня более всего в этом случае напоминает перевернутый цветок, или узкое платье с расширяющимся в самом низу подолом. Невероятно красивое и крайне непривычное для русских людей зрелище.

Как они правильно называются? Как одеваются участники? Что делает «башню» идеальной?

Традиции выстраивания таких фигур берут свое начало в древнем танцевальном искусстве муишиганга, который лег в основу танцевальных процессий. Важным является не только построить и удержать «башню», но и разобрать ее, то есть, произвести обратные действия, движения.

В идеале, возведение и разбор должны состоять из непрерывающихся перемещений фигур, постоянного движения. Пауза делается только в момент фиксации, на короткое время. Разумеется, достичь такого уровня мастерства крайне сложно, поэтому команды тренируются постоянно.

Оригинальное название этих фигур – кастели. Люди, принимающие участие в таких действах, именуются кастельерами. Традиционной формой для участников являются:

  • белые штаны;
  • широкий и плотный черный пояс;
  • рубашка;
  • бандана.

Цвет рубашки и банданы совпадает и указывает на то, к какому клубу относятся выступающие. Также на этих вещах может присутствовать и эмблема команды.

Слово «кастель» переводится не как «башня», а как «замок». Само возведение этих «живых фигур» неразрывно связано с попытками каталонцев создать автономию и освободиться от власти Испании. Фестивали кастельеров практически прекратились при правлении Франко, однако после его ухода, возродились со всей прежней пышностью.

Опасно ли это?

Вопросы о безопасности приходят в голову даже при просмотре фотографий, а при наблюдении за действом вживую иногда хочется закрыть глаза. Особенно в те мгновения, когда возведение близится к завершению и наверх устремляется маленький ребенок.

Кастель – занятие для всех возрастов. Дети являются важными членами команды, поскольку обладают незаменимыми качествами – легким весом, проворность и ловкостью, отсутствием страха. Они способны на то, что не под силу взрослым. Кастельер 4-5 лет от роду – это не нонсенс, а норма. Но, поскольку малыши забираются на самый верх, в последнюю очередь, они чаще всего и травмируются при разрушении «башни» или же падая самостоятельно.

Разумеется, никакой страховки, тросов или батутов, нет. Упасть можно или на людей, или на булыжники мостовой. В 2006 году произошла трагедия, маленькая девочка погибла, участвуя в фестивале кастельеров. После этого события все дети в обязательном порядке носят защитные шлемы.

В целом же, выстраивание кастелей не более опасно, чем коррида. Однако тем, кто не привык к каталонским обычаям и манере развлекаться, нервы зрелище весьма пощекочет.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Вы бы хотели увидеть "живые башни"?
Комментариев 1
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
0
Не хотела бы я оказаться внизу)
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.