Баба-яга – это сказочный персонаж, который присутствует во множестве сказок. Он знаком каждому, и спутать его с каким-либо другим довольно трудно. Ведь он является очень колоритным, обладая рядом специфических черт. Хотя этой мифической фигуре, как правило, отводится отрицательная роль, нередко она вызывает симпатию. И это, возможно, объясняется противоречивостью восприятия этого образа в прошлом. Ведь тогда он был далеко не однозначным.
Что говорится у Даля?
В составленном им словаре яга описывается как своего рода ведьма, относящаяся к злым духам, имеющая вид безобразной старухи. Ее неизменными атрибутами в русских сказках являются:
- костяная нога;
- железная ступа, как средство передвижения;
- пест, которым она упирается;
- помело, заметающее следы.
Затем Даль перечисляет и другие, присущие этому персонажу признаки.
- Кости, местами выпирающие наружу из тела.
- Сосцы, висящие ниже пояса.
- Она ездит на охоту за человеческим мясом.
- За ней водится похищение детей.
- Ее возят черти.
- Под этим поездом образуется страшная буря, ветер стонет, скот начинает реветь, возможен мор и падеж скота.
- Кто увидит бабу-ягу, может потерять дар речи.
На Руси Ягиничнами звали злых, бранчивых баб.
Другие атрибуты
К описаниям Даля можно добавить и следующие, известные нам из сказок и кинофильмов.
- Бабе-яга живет в избушке на курьих ножках, которая не имеет ни окон, ни дверей.
- На спине у нее выпирает горб.
- Одно из ее излюбленных занятий – жарить в печке детей.
- Она мастер изготавливать различные зелья и снадобья.
- Ей известны все тайные помыслы приходящих к ней гостей.
- Она может повелевать стихиями, вызывая дождь или сильный ветер.
- Иногда она помогает главному герою, наделяя его каким-либо волшебным предметом, например, путеводным клубком.
Интересно, откуда взялись подобные представления. Являются ли они плодом чистой народной фантазии или же имеют под собой определенную почву?
Финно-угорский обычай
Историк А. Иванов описывает один интересный обычай, существовавший еще во времена язычества. По мнению писателя, он может служить объяснением истоков возникновения такого сказочного персонажа, как баба-яга.
Древние финны верили, что умершие родственники оказывают им помощь с того света. Когда кто-то из близких людей уходил в мир иной, изготавливалась его кукла, «баба», которую называлась «иттарма». В нее вселялся дух умершего человека. Такая кукла заворачивалась в шубу, которую шили из шкур животных.
Она выворачивалась мехом наружу. Этот мех называли «ягу». Шуба носилась женщинами. Отсюда и могло произойти название «баба-яга». А то, что кукла изображала существо именно женского пола, исследователь объясняет существованием на тот момент матриархата.
Для куклы сколачивали специальную постройку, называемую «сомъях», у которой отсутствовали и окна, и двери. Она носила сакральное значение. Туда помещали «бабу» вместе с драгоценностями и другими, принадлежавшими умершему вещами и относили в лесную чащу, подальше от людей. Постройка устанавливалась на стволах деревьев, которые были подрублены, чтобы ограничить доступ к домику.
Неправда ли, довольно внятная версия.
Почему ножки курьи, а нога костяная?
Такой эпитет, «курьи», как правило, ассоциируется с куриными ножками, какие мы нередко видели в фильмах. Но некоторые исследователи имеют на это другой взгляд. В частности, уже упомянутый А. Иванов говорит о том, что финны окуривали стволы подрубленных деревьев. Скорее всего, это делалось в сакральных целях.
Ступа могла ассоциироваться с тем же домиком для куклы, с погребальной урной или с домовиной, то есть с гробом. Многие славянские народы верили, что именно там размещается душа умершего. Домовины поднимали над землей, ставя их на пеньки. Их устанавливали таким образом, чтобы находящееся в них отверстие обращалось в сторону, противоположную поселению, то есть «к лесу передом». Мертвец же располагался ногами к отверстию. Если кто-то заглядывал в него, то мог увидеть именно эту часть тела. Отсюда в фольклоре и появилась «костяная нога».
Такой атрибут, как метла, был связан с магией и символизировал некоторую очистительную силу.
Что касается зажаривания людей в печи, то, возможно, здесь находит отклик тот факт, что знахарки в старые времена выхаживали и лечили детей следующим образом. Заворачивая ребенка в тесто, они укладывали его в теплую печь, где он донашивался, «припекался», выздоравливал. И как бы рождался для новой жизни.
Положительный образ
Однако, по мнению исследователей, первоначальный образ бабы-яги был положительным, имеющим глубокие корни в народном сознании. Он идет от представления о Дикой Матери, о Первозданной женщине. Это мать-наставница, помогающая и карающая. Его (образ) также рассматривали как женское божество, покровительствующее ремеслам и магии. К нему обращались за обучением мудрости.
Как ни удивительно, но у славян кукла бабы-яги, которую называли Ягиней, использовалась для защиты дома от злых духов. Такой оберег вешали над входом в дом. А еще она якобы стоит на страже любви и семейных отношений. Оказывается, что у некоторых такой амулет имеется и в наши дни.
Такое «перевоплощение» можно объяснить тем, что раньше у людей к смерти, к загробному миру было более спокойное, привычное отношение. Со временем же люди стали испытывать больше страха к подобным вещам, и образ бабы-яги постепенно стал воплощением зла.
Нужно отметить, что происхождение этого образа имеет неисчислимое количество предположений, однако не все они имеют внятные объяснения, в отличие от тех, которые приведены выше.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание