Ученые готовы "отодвинуть" историю на несколько тысяч лет назад: новое исследование зубов неандертальца показало, что они жили гораздо раньше

Новые исследования показывают, что останки неандертальцев, найденные в Польше, являются самыми древними в Центральной Европе и датируются более чем 100 тысячами годов. Останки неандертальцев найдены в разных местах Европы. Первые из них были обнаружены в Польше в 2008 году, в пещере Стайня в Силезии. Первоначально считалось, что им от 42 до 52 тысяч лет. Несколько лет спустя в пещере Ciemna, недалеко от Кракова, были найдены и другие останки.

Новое исследование

На фотографии - небольшая часть кости неандертальца.

Однако новое исследование ученых показало, что найденные в пещере Стайня останки неандертальцев были намного старше.

Наши ближайшие вымершие родственники-неандертальцы жили в Евразии примерно 40 тысяч лет назад. Более низкорослые и коренастые, чем современные люди, они имели лица с широкой средней частью, угловатыми скулами и большим носом. Они были умелыми охотниками и использовали орудия труда для изготовления убежищ, одежды и других бытовых предметов.

Команда, работающая на территории комплекса обнаружения, в которую входят исследователи из Вроцлавского университета и Польской академии наук, представила свои выводы в статье, озаглавленной "Новый взгляд на неандертальца", опубликованной в интернет-журнале "Научные доклады" 8 сентября.

Основываясь на анализе ДНК моляра неандертальца, найденного на месте раскопок в Стайне, они обнаружили, что ему около 116 тысяч лет. Это гораздо больше, чем предполагалось ранее.

Результаты исследования

Ученые сделали выводы: "Наши результаты показывают, что геном мтДНК Stajnia S5000 датируется MIS 5a, что делает зуб самым древним неандертальским образцом из Центральной и Восточной Европы".

Морфологическое описание и морфометрические данные приписывают зуб Stajnia S5000 неандертальцу. Поверхность эмалево-дентинного соединения хорошо сохранилась.

Зуб неандертальца также был взят для генетического анализа. После проведенных исследований стало понятно, что образец содержит древние фрагменты мтДНК неандертальцев, а также некоторые остаточные современные загрязнения ДНК человека, которые не могут быть полностью исключены из данных.

На этой фотографии - реконструкция женщины-неандерталки.

Исследователи также отмечают сходство между неандертальцами из Южной Польши и Кавказа, которое, вероятно, явилось результатом возрастающей мобильности неандертальских групп, перемещавшихся по равнинам Северной и Восточной Европы вслед за мигрирующими животными.

Каменные артефакты

На этой фотографии представлены каменные артефакты из пещеры Стайня. Подэтап MIS 5a ознаменовал важный сдвиг в поведении неандертальцев в Центральной и Восточной Европе, которые адаптировались к изменяющимся экологическим условиям и разработали новые стратегии землепользования. Неандертальцы дополнили свой инструментарий широким ассортиментом двусторонних ножей. Эти каменные инструменты доказали свою эффективность.

Текущие археологические и палеогенетические свидетельства позднего среднего палеолита в Центральной Европе и на Кавказе отражают сложный сценарий расселения неандертальцев, местного вымирания и повторного заселения из западных регионов.

А вы следите за новыми открытиями ученых?