120 лет назад был открыт "Елисеевский" гастроном: что мы знаем об истории самого красивого магазина в России

Одной из московских достопримечательностей является "Елисеевский" магазин на углу Тверской и Козицкого переулка. Владельцем магазина был очень удачливый делец, потомственный дворянин Григорий Елисеев, внук Петра Елисеева, который одним из первых открыл в Петербурге продовольственную лавку.

С чего все началось

В начале 19-го века Петр Елисеев открывает в Петербурге винную лавку. Дела шли очень хорошо, и уже к началу 20-го века через фирму Елисеевых поставлялось 30 процентов импортных вин, 15 процентов сыра и оливкового масла. С конца 19-го века дело унаследовал внук Петра, Григорий, который сумел расширить бизнес до небывалых масштабов. Он был занят производством пива, занимался духами, автомобилями, десертами, лошадьми. Но главным направлением его деятельности оставалось вино и продукты. Когда случилась революция, ему удалось эмигрировать во Францию. Денег, заработанных за все время, хватило на покупку хорошего дома в Париже и на безбедное существование. Григорию Елисееву удалось вписать свое имя в историю России тем, что в 1901 году он купил историческое здание на Тверской улице и открыл там магазин.

Храм еды

Конечно, сейчас дом, в котором расположен магазин, выглядит немного иначе, чем в первые годы его существования. Изначально особняк принадлежал одной из дворянских семей, Козихиным, но здание пережило две реконструкции, и от старых интерьеров практически ничего не осталось. Магазин просто потрясал воображение. Там имелось собственное производство мяса и колбас, разливались вина, готовились десерты. Здесь был огромный ассортимент продуктов.

Покупатели были соответствующие: приезжали сюда на каретах и в автомобилях. Бедно одетые люди стеснялись, конечно, туда заходить. Елисеев сам обходил все прилавки, проверял товар. Например, фрукты, которые едва начинали портиться, сразу же убирали. Но не выбрасывали, а распределяли между персоналом.

Воровство

Этот факт, пожалуй, был одним из самых примечательных в истории магазина. Впоследствии об этом ходили легенды. Это стало почти традицией, которая никогда, за исключением нескольких лет закрытия магазина, не прерывалась. После революции магазин превратился в лицо советской торговли. Даже в самые ужасные 30-е годы, когда в стране бушевал голод, на прилавках магазина лежали ананасы. Конечно, стоили они огромных денег, но и на такой товар всегда находились покупатели. Товар не залеживался. При Брежневе тут можно было купить буженину и ветчину. В те годы продукты были самым дорогим товаром, валютой, поэтому каждый пытался украсть от этого роскошества хоть немного. Конечно, камер наблюдения не было, поэтому методы были самые простые. Например, вино вытягивали обычным шприцем, а вместо него заливали частично черный чай. Или отсыпали немного сахара и муки, а на склад вносили ведро с водой. Сахар и мука отсыревали и становились тяжелее. Конечно, это все мелочи, потому что настоящие дельцы ни в чем себе не отказывали и были настоящими миллионерами.

Директора магазинов и осведомители

Времена были тяжелые, и неудивительно, что Экономический отдел УНКВД в Москве имел множество осведомителей. На обмане покупателей делались огромные деньги. Конечно, органам было все известно, и такие операции имели собственные названия, например "Неугомонные" или "Земляки". В сводках очень часто фигурировал и "Гастроном № 1" (так назывался "Елисеевский" с 1920-х годов) в лице Ушакова и Соколова, которые в разное время были арестованы за бессовестное воровство. Ушаков погорел на покупке особняка в Малаховке и драгоценностей. Ему удалось нажить немыслимые 700 тысяч рублей. Но самым громким скандалом стало дело Соколова, директора магазина. Это дело известно прд названием "Елисеевское дело". С арестом Соколова началось распутывание клубка по всей системе московской торговли. Соколов был приговорен к расстрелу. Еще пятнадцать тысяч человек получили различные меры наказания.

Как украсть миллионы

Магазин обеспечивал элиту лучшими продуктами и напитками. Была система спецзаказов, которые обычно получали на заднем дворе. Со стороны Козихинского переулка был особый вход, который вел сразу в небольшой кабинет, где решались все дела, передавались деньги, очень часто не только в рублях, но и в валюте. Соколов - отличный менеджер, управленец, который не давал пропасть даром и грамму того, что можно было продать. Все, как говорится, шло в дело.

В Финлядии он закупил специальное оборудование, которое помогало значительно снизить порчу продуктов. Однако нормативы по порче продуктов были прежними, списывалось много продуктов, а в последние годы Соколова на своей должности списывалось очень много, без страха и упрека. Такие продукты, якобы испорченные, естественно, шли "в черную", проводились мимо кассы. Гастроном превратился просто в центр сбыта дефицитных товаров, в закрытый клуб, куда пускали только избранных. Там было все: несколько видов икры, колбасы, сыры, редкие фрукты, иностранные вина.

Покровители

Соколову директора подразделений выплачивали фиксированную сумму, которую он отправлял вышестоящим людям, обеспечивавшим стабильную работу. Одним из высокопоставленных покровителей черного бизнеса был начальник главка торговли Мосгорисполкома Трегубов, получивший 15 лет. Незадолго до смерти Брежнева все помещения магазина были снабжены подслушивающими устройствами. Все доказательства были обнародованы. Поговаривали, что "Елисеевское дело" было ступенью борьбы за власть между Андроповым и первым секретарем московского горкома Гришиным. Для многих такой поворот событий стал сокрушительным ударом.

В наши дни магазин выглядит вот так.

Много что изменилось, но дух Елисеевых по-прежнему улавливается.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А вам приходилось бывать в этом магазине?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.