Чистота речи в Интернете нередко превращается в тему для баталий среди комментаторов. Однако вопрос красоты языка становится перед человеком в первые годы жизни, когда необходимо осваивать и развивать речевой аппарат. Как быть, если освоить звук «р» не удается?
Невыговариваемый «р» не повод для паники
Отсутствие или нарушение этого звука – одна из наиболее распространенных проблем с произношением у детей дошкольного возраста. Статистика выглядит довольно обнадеживающей для паникующих родителей: половина детей в 5 лет сталкивается с подобными трудностями!
И если почти 50% не могут правильно произнести твердую «р», у этого есть причины:
- темп речевого развития — каждый ребенок формируется в особых индивидуальных условиях, бессмысленно сравнивать его с другими;
- звук «р» самый сложный — его артикуляционное оформление потребует слаженной работы губ, языка и голосовых связок, а это приходит с опытом;
- самостоятельное освоение — к 5-6 годам большинство малышей справятся со звуком «р» собственными силами!
Впрочем, и закрывать глаза на вопрос не стоит. Необходимо присмотреться к особенностям произношения и предпринимать действия по совокупности факторов риска:
- ребенку уже 5 лет — при этом «р» в речи отсутствует или заменяется;
- другие проблемы со звуками — отсутствие «р» может быть лишь симптомом;
- физические трудности — детям иногда сложно управлять языком;
- индивидуальные особенности — речевое развитие может отставать в целом.
Не стоит себя "накручивать", ведь проблема может оказаться надуманной. Но при этом важно обратиться к логопеду как можно раньше: специалист точно определит проблемы при их наличии, скорректирует их на ранней стадии. При правильном своевременном подходе малыш обязательно научится красиво и четко выговаривать все звуки!
Почему пропал звук «р»
Как уже сказано выше, «р» – один из наиболее сложных звуков русского языка. Его освоение у разных людей происходит с разной скоростью. При этом существует целый комплекс объективных причин, мешающих освоению чистой речи.
1. Анатомические особенности — строение речевого аппарата может отличаться и затруднять выговаривание отдельных звуков:
- укороченная уздечка языка — ограничивая подвижность языка, она мешает произношению;
- строение артикуляционного аппарата — возможно высокое и узкое (готическое) небо, специфика прикуса или аномалии развития зубов.
2. Неврологические причины — аномалии в работе нервной системы мешают правильно управлять мельчайшими мышцами:
- тонус мышц — сниженный или повышенный в результате родовой травмы, неврологического заболевания или перинатальной гипоксии, он не позволяет правильно поставить язык;
- парез — травма, инфекция или инсульт снижают силу мышц, мешая языку двигаться корректно.
3. Стоматологические проблемы — особенности ротовой полости также вызывают затруднения:
- увеличенные миндалины — неправильное прохождение воздушной струи мешает произнести «р»;
- высокое небо — язык не сможет подняться достаточно высоко.
4. Логопедические причины — проблемы, связанные с восприятием и воспроизведением звуков:
- нарушение фонематического слуха — ребенок неспособен различать звуки по акустическим признакам, путая с «похожими» по звучанию «л» и «г».
- неправильная артикуляция — дети часто пытаются говорить, используя некорректное положение языка, губ и связок.
5. Психологические факторы — иногда причины кроются в стрессе, мешающем правильно произносить звуки:
- повышенная тревожность;
- застенчивость.
В большинстве случаев невыговаривание – результат сложения нескольких причин.
Когда пора посетить специалиста
Возраст в диапазоне от 3 до 5 лет характеризуется выстраиванием диалога между родителями и детьми. Малыши начинают активнее осознавать мир, требовать более логичных и обоснованных ответов.
В этот период взрослым стоит внимательнее следить за тем, как у ребенка развивается речь: он активнее пытается повторять за старшими. Иногда неправильно произнесенный пример ложится в основу детских ошибок, а иногда причина - в невозможности правильно выговорить звуки.
Первый визит к логопеду стоит запланировать на 5 лет, когда речевой аппарат должен быть более-менее развит, но при этом есть возможность исправить большую часть потенциальных проблем на ранней стадии. О посещении педагога стоит задуматься, если ребенок:
- не выговаривает звук «р»;
- заменяет звук на «л», «г», «д» или произносит правильно (горловой «р»);
- демонстрирует иные проблемы с произношением;
- испытывает трудности в управлении языком;
- возможно, отстает в речевом развитии.
Лучше подстраховаться на ранней стадии, чем потом жалеть! В 6-7 лет может быть уже поздно, тем более что начинается школьная пора и активная социализация, когда речевые привычки быстро закрепляются, а сверстники обожают дразнить за малейшую ошибку.
Есть ли особые ситуации
В некоторых случаях стоит прийти к логопеду до 5 лет. Это необходимо, когда у родителей не подозрения, а реальные факты или диагнозы на руках:
- у ребенка анатомические особенности, влияющие на артикуляцию;
- диагностирована задержка речевого развития;
- ребенок плохо понимает речь и/или с трудом выражает мысли.
Это могут быть как ничего не значащие индивидуальные особенности, так и признаки более серьезных проблем.
Чем занимается логопед
Педагог в большинстве случаев проведет минимальный осмотр с тщательным анализом увиденного:
- оценит артикуляционный аппарат;
- проверит речевые навыки малыша;
- определит причину нарушения звукопроизношения;
- разработает индивидуальную программу коррекционной работы.
Такая программа станет физкультурой для речевого аппарата. С помощью зарядки человек поддерживает общее здоровье организма, а с упражнениями от логопеда можно натренироваться правильно произносить звуки.
Это потребует времени и усилий, но намного меньше, чем если попытаться переучить взрослого человека. Необходимо регулярно посещать занятия и выполнять рекомендации дома, тогда малыш без труда научится красиво говорить!
Как выглядит процесс постановки звука «р»
Первая встреча проходит в максимально дружественной и расслабленной обстановке. Диагностика включает:
- знакомство с ребенком;
- беседу с ребенком и опрос родителей;
- обследование артикуляционного аппарата, фонематического звука;
- определение причину нарушений.
На основе полученной информации логопед начинает ставить звук:
- учит правильному положению языка, губ, связок;
- использует артикуляционную гимнастику, логопедический массаж, подражание, игровые упражнения.
Когда ребенок освоит необходимые приемы, педагог пытается автоматизировать правильное произношение. Чтобы не нужно было при каждом встречном звуке «р» замирать и вспоминать правильный порядок действий:
- закрепляется навык произнесения в слогах, словах, предложениях;
- предлагаются игры, стихи, скороговорки, рассказы;
- специалист переход от изолированного произнесения к употреблению звука в спонтанной речи.
Если проблемы кроются в трудностях восприятия, чтобы облегчить знакомство с новыми словами логопед работает над развитием у ребенка фонематического слуха:
- учит отличать «р» от похожих звуков;
- проводит упражнения на слуховое внимание и фонетическое восприятие.
В случае обнаружения каких-либо задержек с детьми прорабатывают и этот вопрос:
- учат строить предложения, рассказывать истории;
- расширяют словарный запас.
Родители могут делать это и дома, но не всегда выделяют на упражнения достаточно времени. А ведь каждый ребенок индивидуален, поэтому работа с ним должна проходить по-своему. Включая продолжительность и интенсивность занятий – они зависят от сложностей нарушения. Но даже при занятиях с профессионалом родители должны помнить об обязательных рекомендациях для дома: совместная работа – залог успеха!
В качестве дополнительных мер, в зависимости от сложностей ребенка, логопед иногда рекомендует:
- посещение групповых занятий;
- логопедические пособия для дома;
- чтение с ребенком книг вслух;
- развивающие речь игры.
Чем больше внимания родные уделяют детям, тем быстрее придут к результату!
Что делать родителям
Играя важную роль в жизни малыша, мамы и папы, бабушки и дедушки, старшие братья с сестрами могут помочь логопеду. Для этого достаточно:
- выполнять рекомендации — посещать занятия, слушать и выполнять инструкции, заниматься дома;
- развивать артикуляционную моторику — делать гимнастику, тренировать мышцы языка/губ/щек, предлагать ребенку пожевать твердую пищу (фрукты, овощи);
- автоматизировать звук «р» — вместе проговаривать слова и предложения, читать стихи и сказки, играть в специальные игры;
- создать благоприятную домашнюю атмосферу – больше разговаривать, читать вслух, вместе играть, поощрять желание говорить и не ругать за ошибки в произношении;
- быть терпеливыми и настойчивыми — коррекция требует времени, поэтому не нужно расстраиваться из-за ошибок, а продолжать занятия.
Любовь, поддержка и помощь всегда важны. Можно записаться на дополнительные логопедические группы даже без рекомендации педагога или списаться в соцсетях с другими родителями, у которых аналогичные трудности.
Какая существует профилактика
Довольно часто проблем со звуком «р» можно избежать, если создать комфортные и безопасные условия для развития, как физического, так и психологического:
- соблюдать режим дня;
- правильно питаться;
- высыпаться;
- защитить от стрессов.
Для развития нервной системы и лучшего контроля над собственным телом стоит помочь ребенку с формированием мелкой моторики рук:
- играть в пальчиковые игры;
- рисовать, лепить, собирать пазлы;
- шнуровать и застегивать пуговицы.
Невозможно переоценить благоприятную языковую среду, когда взрослые люди регулярно показывают пример правильного произношения:
- больше разговаривают с ребенком;
- читают книги вслух;
- поют песни;
- отвечают на вопросы;
- не сюсюкают – формируя ложные представления о красивой речи.
Важно следить за здоровьем ребенка, проходя своевременную диспансеризацию и посещая врачей при первых подозрительных симптомах:
- быстро лечить ЛОР-заболевания;
- при необходимости обращаться к неврологу;
- регулярно посещать педиатра;
- обследоваться у стоматолога.
Естественно, если речь кажется неправильной, нужно тут же прийти к логопеду. Ведь профилактика всегда легче и дешевле полноценного лечения. Только так можно позаботиться о будущем малыша!
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание