Ребенок не выговаривает звук "р": программа коррекции простыми словами

Чистота речи в Интернете нередко превращается в тему для баталий среди комментаторов. Однако вопрос красоты языка становится перед человеком в первые годы жизни, когда необходимо осваивать и развивать речевой аппарат. Как быть, если освоить звук «р» не удается?

Невыговариваемый «р» не повод для паники

Отсутствие или нарушение этого звука – одна из наиболее распространенных проблем с произношением у детей дошкольного возраста. Статистика выглядит довольно обнадеживающей для паникующих родителей: половина детей в 5 лет сталкивается с подобными трудностями!

И если почти 50% не могут правильно произнести твердую «р», у этого есть причины:

  • темп речевого развития — каждый ребенок формируется в особых индивидуальных условиях, бессмысленно сравнивать его с другими;
  • звук «р» самый сложный — его артикуляционное оформление потребует слаженной работы губ, языка и голосовых связок, а это приходит с опытом;
  • самостоятельное освоение — к 5-6 годам большинство малышей справятся со звуком «р» собственными силами!

Впрочем, и закрывать глаза на вопрос не стоит. Необходимо присмотреться к особенностям произношения и предпринимать действия по совокупности факторов риска:

  • ребенку уже 5 лет — при этом «р» в речи отсутствует или заменяется;
  • другие проблемы со звуками — отсутствие «р» может быть лишь симптомом;
  • физические трудности — детям иногда сложно управлять языком;
  • индивидуальные особенности — речевое развитие может отставать в целом.

Не стоит себя "накручивать", ведь проблема может оказаться надуманной. Но при этом важно обратиться к логопеду как можно раньше: специалист точно определит проблемы при их наличии, скорректирует их на ранней стадии. При правильном своевременном подходе малыш обязательно научится красиво и четко выговаривать все звуки!

Почему пропал звук «р»

Как уже сказано выше, «р» – один из наиболее сложных звуков русского языка. Его освоение у разных людей происходит с разной скоростью. При этом существует целый комплекс объективных причин, мешающих освоению чистой речи.

1. Анатомические особенности — строение речевого аппарата может отличаться и затруднять выговаривание отдельных звуков:

  • укороченная уздечка языка — ограничивая подвижность языка, она мешает произношению;
  • строение артикуляционного аппарата — возможно высокое и узкое (готическое) небо, специфика прикуса или аномалии развития зубов.

2. Неврологические причины — аномалии в работе нервной системы мешают правильно управлять мельчайшими мышцами:

  • тонус мышц — сниженный или повышенный в результате родовой травмы, неврологического заболевания или перинатальной гипоксии, он не позволяет правильно поставить язык;
  • парез — травма, инфекция или инсульт снижают силу мышц, мешая языку двигаться корректно.

3. Стоматологические проблемы — особенности ротовой полости также вызывают затруднения:

  • увеличенные миндалины — неправильное прохождение воздушной струи мешает произнести «р»;
  • высокое небо — язык не сможет подняться достаточно высоко.

4. Логопедические причины — проблемы, связанные с восприятием и воспроизведением звуков:

  • нарушение фонематического слуха — ребенок неспособен различать звуки по акустическим признакам, путая с «похожими» по звучанию «л» и «г».
  • неправильная артикуляция — дети часто пытаются говорить, используя некорректное положение языка, губ и связок.

5. Психологические факторы — иногда причины кроются в стрессе, мешающем правильно произносить звуки:

  • повышенная тревожность;
  • застенчивость.

В большинстве случаев невыговаривание – результат сложения нескольких причин.

Когда пора посетить специалиста

Возраст в диапазоне от 3 до 5 лет характеризуется выстраиванием диалога между родителями и детьми. Малыши начинают активнее осознавать мир, требовать более логичных и обоснованных ответов.

В этот период взрослым стоит внимательнее следить за тем, как у ребенка развивается речь: он активнее пытается повторять за старшими. Иногда неправильно произнесенный пример ложится в основу детских ошибок, а иногда причина - в невозможности правильно выговорить звуки.

Первый визит к логопеду стоит запланировать на 5 лет, когда речевой аппарат должен быть более-менее развит, но при этом есть возможность исправить большую часть потенциальных проблем на ранней стадии. О посещении педагога стоит задуматься, если ребенок:

  • не выговаривает звук «р»;
  • заменяет звук на «л», «г», «д» или произносит правильно (горловой «р»);
  • демонстрирует иные проблемы с произношением;
  • испытывает трудности в управлении языком;
  • возможно, отстает в речевом развитии.

Лучше подстраховаться на ранней стадии, чем потом жалеть! В 6-7 лет может быть уже поздно, тем более что начинается школьная пора и активная социализация, когда речевые привычки быстро закрепляются, а сверстники обожают дразнить за малейшую ошибку.

Есть ли особые ситуации

В некоторых случаях стоит прийти к логопеду до 5 лет. Это необходимо, когда у родителей не подозрения, а реальные факты или диагнозы на руках:

  • у ребенка анатомические особенности, влияющие на артикуляцию;
  • диагностирована задержка речевого развития;
  • ребенок плохо понимает речь и/или с трудом выражает мысли.

Это могут быть как ничего не значащие индивидуальные особенности, так и признаки более серьезных проблем.

Чем занимается логопед

Педагог в большинстве случаев проведет минимальный осмотр с тщательным анализом увиденного:

  • оценит артикуляционный аппарат;
  • проверит речевые навыки малыша;
  • определит причину нарушения звукопроизношения;
  • разработает индивидуальную программу коррекционной работы.

Такая программа станет физкультурой для речевого аппарата. С помощью зарядки человек поддерживает общее здоровье организма, а с упражнениями от логопеда можно натренироваться правильно произносить звуки.

Это потребует времени и усилий, но намного меньше, чем если попытаться переучить взрослого человека. Необходимо регулярно посещать занятия и выполнять рекомендации дома, тогда малыш без труда научится красиво говорить!

Как выглядит процесс постановки звука «р»

Первая встреча проходит в максимально дружественной и расслабленной обстановке. Диагностика включает:

  • знакомство с ребенком;
  • беседу с ребенком и опрос родителей;
  • обследование артикуляционного аппарата, фонематического звука;
  • определение причину нарушений.

На основе полученной информации логопед начинает ставить звук:

  • учит правильному положению языка, губ, связок;
  • использует артикуляционную гимнастику, логопедический массаж, подражание, игровые упражнения.

Когда ребенок освоит необходимые приемы, педагог пытается автоматизировать правильное произношение. Чтобы не нужно было при каждом встречном звуке «р» замирать и вспоминать правильный порядок действий:

  • закрепляется навык произнесения в слогах, словах, предложениях;
  • предлагаются игры, стихи, скороговорки, рассказы;
  • специалист переход от изолированного произнесения к употреблению звука в спонтанной речи.

Если проблемы кроются в трудностях восприятия, чтобы облегчить знакомство с новыми словами логопед работает над развитием у ребенка фонематического слуха:

  • учит отличать «р» от похожих звуков;
  • проводит упражнения на слуховое внимание и фонетическое восприятие.

В случае обнаружения каких-либо задержек с детьми прорабатывают и этот вопрос:

  • учат строить предложения, рассказывать истории;
  • расширяют словарный запас.

Родители могут делать это и дома, но не всегда выделяют на упражнения достаточно времени. А ведь каждый ребенок индивидуален, поэтому работа с ним должна проходить по-своему. Включая продолжительность и интенсивность занятий – они зависят от сложностей нарушения. Но даже при занятиях с профессионалом родители должны помнить об обязательных рекомендациях для дома: совместная работа – залог успеха!

В качестве дополнительных мер, в зависимости от сложностей ребенка, логопед иногда рекомендует:

  • посещение групповых занятий;
  • логопедические пособия для дома;
  • чтение с ребенком книг вслух;
  • развивающие речь игры.

Чем больше внимания родные уделяют детям, тем быстрее придут к результату!

Что делать родителям

Играя важную роль в жизни малыша, мамы и папы, бабушки и дедушки, старшие братья с сестрами могут помочь логопеду. Для этого достаточно:

  • выполнять рекомендации — посещать занятия, слушать и выполнять инструкции, заниматься дома;
  • развивать артикуляционную моторику — делать гимнастику, тренировать мышцы языка/губ/щек, предлагать ребенку пожевать твердую пищу (фрукты, овощи);
  • автоматизировать звук «р» — вместе проговаривать слова и предложения, читать стихи и сказки, играть в специальные игры;
  • создать благоприятную домашнюю атмосферу – больше разговаривать, читать вслух, вместе играть, поощрять желание говорить и не ругать за ошибки в произношении;
  • быть терпеливыми и настойчивыми — коррекция требует времени, поэтому не нужно расстраиваться из-за ошибок, а продолжать занятия.

Любовь, поддержка и помощь всегда важны. Можно записаться на дополнительные логопедические группы даже без рекомендации педагога или списаться в соцсетях с другими родителями, у которых аналогичные трудности.

Какая существует профилактика

Довольно часто проблем со звуком «р» можно избежать, если создать комфортные и безопасные условия для развития, как физического, так и психологического:

  • соблюдать режим дня;
  • правильно питаться;
  • высыпаться;
  • защитить от стрессов.

Для развития нервной системы и лучшего контроля над собственным телом стоит помочь ребенку с формированием мелкой моторики рук:

  • играть в пальчиковые игры;
  • рисовать, лепить, собирать пазлы;
  • шнуровать и застегивать пуговицы.

Невозможно переоценить благоприятную языковую среду, когда взрослые люди регулярно показывают пример правильного произношения:

  • больше разговаривают с ребенком;
  • читают книги вслух;
  • поют песни;
  • отвечают на вопросы;
  • не сюсюкают – формируя ложные представления о красивой речи.

Важно следить за здоровьем ребенка, проходя своевременную диспансеризацию и посещая врачей при первых подозрительных симптомах:

  • быстро лечить ЛОР-заболевания;
  • при необходимости обращаться к неврологу;
  • регулярно посещать педиатра;
  • обследоваться у стоматолога.

Естественно, если речь кажется неправильной, нужно тут же прийти к логопеду. Ведь профилактика всегда легче и дешевле полноценного лечения. Только так можно позаботиться о будущем малыша!

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А вы встречались с нарушением звукопроизношения у детей?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.