Как играть с ребенком, чтобы запустить или улучшить речь: современная логопедия

Практически каждый из нас имеет какое-то представление о структуре логопедического занятия. Многие считают, что в кабинете сидит педагог, который показывает ребенку карточки и заставляет повторять звуки. В классическом понимании логопедическое занятие примерно так и строится. Но время меняется, дети становятся другими, нарушения - более сложными. Поэтому современный логопед широко использует нейроподход, чтобы сделать занятия не только интересными, но и эффективными.

Вход ребенка на занятие

Неважно, ищите ли вы специалиста, чтобы он занимался с вашим малышом, или хотите работать с ним самостоятельно, очень важно правильно организовать начало урока. От того, как вы настроите его на входе, будет зависеть конечный итог. Если ваш ребенок не говорит или не освоил речь в соответствии с возрастной нормой, ему практически 100% будет сложно сидеть за столом и выполнять задания. Это связано с тем, что есть проблемы с памятью, мышлением и вниманием, которые тянут за собой отставание речи.

Для чего нужен ритуал входа? Он помогает переключится от тех занятий, к которым ребенок привык, на учебные. Это могут быть объятия, танцы, песенка, то есть удобные для вас действия, которые будут знаменовать собой начало занятия.

Визуальное расписание

Представьте, что вас привели в незнакомое помещение и не объяснили, что там будет происходить? Большинство людей ответят, что они будут испытывать тревогу и страх. Это нормально. Примерно в таком состоянии находится ребенок, когда он приходит к логопеду.

Визуальное расписание - это отличный способ с первых минут рассказать маленькому ученику о том, что сейчас будет происходить, в какой последовательности и что будет происходить потом. Например, специалист предлагает ребенку ряд карточек, на каждой из которых обозначено по одному действию. Выполняя его, ребенок убирает карточку, а в самом конце этого ряда находится сюрприз.

Родители сразу отмечают результаты такой методики. Ребенок становится более гармоничным, спокойным, с ним легче договориться, а это первый шаг к речи. Этот прием можно использовать и в домашних занятиях.

Запуск речи, а что внутри

Как уже сказано выше, дорожка к речи начинается с умения договариваться. Пока ребенок отказывается от всего, убегает и кричит, учить коммуникации невозможно. Даже умение отказаться уже служит первым шагом к взаимодействию. Если ребенок вместо того, чтобы сбрасывать материалы со стола или падать на пол показал отрицательный жест: "я не хочу это делать", вы на правильном пути.

Итак, какие занятия нужны для запуска или развития речи?

  • Первое упражнение вводное. Это может быть свечка, которую вы зажигаете по очереди, разрабатывая правильный речевой выдох. Это весело, интересно и полезно.
  • Вторая часть нашего визуального расписания - работа с карточками. Это может быть изучение глаголов, лексической темы, соотношения предметов.
  • Артикуляционная гимнастика.
  • Пальчиковая гимнастика.
  • Занятия на фонематический слух и фонематическое восприятие.
  • В конце всегда какой-то сюрприз или клад, который станет поощрением и мотивационным стимулом.

Топ-5 игрушек на развитие речи

Пугливый ежик - это еж, у которого на спине есть иголки-палочки. При нажатии на носик еж выстреливает всеми своими иголками. Они мягкие, поролоновые, никому не будет больно. С ребенком можно отработать множество разных заданий. Можно придумать волшебную фразу, после которой еж стреляет, выполнять артикуляционные упражнения, считать и пытаться предположить, на какой раз произойдет выстрел. Можно выполнять упражнения на двигательную артикуляционную моторику, отрабатывать навыки выполнения инструкции, считать и делать еще тысячу разных действий.

Кролик-попрыгунчик

Игрушка, у которой в комплекте есть морковки, заяц и даже чашечки разных цветов для сортировки. Заяц может прыгать, а делает он это по мановению волшебной палочки. Конечно, волшебником будет логопед или замещающий его родитель. Выполняем артикуляционную гимнастику, поем звуки, после чего заяц наконец выпрыгивает со своего места. Малыши будут прокачивать свой моторный навык, устанавливая морковки на свои места. Дети постарше могут кормить зайца морковкой и говорить "Ам". Можно искать глазки, ушки, носик у зайчика, что тоже очень интересно. Эти морковки можно искать в пене, их можно считать, выкладывать ряды из морковок и шариков. Понимание визуального ряда - это первый шаг к пониманию речи. Для моторных детей можно вставлять морковки и проговаривать "А", "О", "У". Для сенсорных детей можно вводить вопросы: "Куда?", "Сюда?". Для детей постарше можно устроить соревнования.

Игра "Кит-китенок"

Это игрушка с удочкой, которая отлично подходит на все возрастные группы. Этот кит стреляет водой. В 2-3 года ребенок учится держать удочку одной рукой, владеть своим корпусом. Удочку можно не только держать, но и ловить рыбок из пасти кита. Мы можем запускать речь, пропевая звуки или слова "кит", "рыба", "вода". У кита во рту язык, а где у нас язык? Работаем над артикуляционной гимнастикой. Отработали звуковку, артикуляционную гимнастику, посчитали.

Настольная игра "Бешеное ведро"

Запуск речи всегда происходит на эмоциях: "Бах", "Ух", "Мне", "Жми", "Рви". Ведро ездит по кругу и открывается. Мы можем рвать бумагу разных цветов, мять, бросать, пока ведро бегает и крутиться. И под это мы должны выполнять артикуляционную гимнастику и после каждого бросать что-то в игрушку, эмоционально радуясь. В ведро можно кидать фигурки с определенным звуком: одни со звуком "Л", другие со звуком "В".

Волшебная тучка

Если вам предстоит работать с детьми, которые заходят на занятия с истериками, которые ничего не хотят, это настоящее спасение. Наливаем воду в контейнер и запускаем в него волшебную рыбу. Она не плывет, и мы учим волшебные слова: "А", "О", "У". Если рыбка заводная, то вы можете незаметно ее заводить и когда ребенок произносит звук или слово, она начинает плавать. Специальная тучка с кнопочкой сверху набирает воду и после того, как ребенок выполнил действие, туча будет капать. Все описанные игрушки есть на маркетплейсах, если они могут быть вам полезны, их можно найти в любой момент.

Глагольные игры на запуск речи

Многие считают, что для запуска и развития речи нужны существительные. На самом деле для понимания речи требуются базовые глаголы. Какой взять первым? В ряде случаев лучше всего взять простой глагол "Дуть". Для его отработки потребуется свечка, вертушка, салфетка, мыльные пузыри, воздушный шарик. Здесь можно говорить про выбор предметов, а также просить ребенка повторить: "дуй", "мама дуй", "ты дуй", "я дую". Ребенок говорит - что-то происходит. Очень важно повторить один глагол не меньше 50 раз, чтобы он закрепился в речи. Поэтому задания можно продолжать еще и дома.

Следующий глагол - "летит". Продолжаем работу с шариками или пузырями, только теперь мы говорим "Летит". Когда поработали с этими игрушками, распределите роли. Теперь взрослый может стать мухой, а ребенок ловить ее. Причем ловить можно как руками, так и мухобойкой. А можно летать, как самолетики, вместе или по отдельности.

Глагол "рвать" станет прекрасным продолжением занятия. Для этого готовим листы бумаги, цветные или белые. Работаем двумя руками и рвем пальчиками по направлению от себя и к себе. Вы можете призывать ребенка помогать вам, а потом устраивать салют из того, что у вас получилось.

Глагол "тяни" тоже очень важный для логопедов. Тянуть можно все что угодно. Это может быть вата, эспандер, платок, которые прекрасно работают на занятии. Сделайте заготовки, в отверстия которых укладываем вату. Ребенок будет тянуть, демонстрируя понимание речи, а также работая над моторикой. Когда ребенок тянет, его лишние сенсорные стимулы гасятся через проприоцепцию.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А как бы вы работали над запуском речи? 
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.