Не любили ни актеры, ни руководство: почему попал в немилость Александр Роу

Режиссер Александр Роу был по-настоящему волшебником. Он снимал много сказок для детей, которые - не будем скрывать - с удовольствием смотрели и взрослые. В каждом его фильме не только история, но и некая мораль, которую каждый зритель должен для себя вынести из просмотра.

Папа любимых миллионами сказок, великий сказочник, был неопровержимым доказательством того, как, не будучи русским по национальности (он сын ирландца и гречанки), стать настоящим русским эталоном, установив каноны русской киносказки.

Настоящее волшебство неподвластно годам

Наверное, большинство взрослых до сих пор убеждены в том, что все фильмы-сказки, снятые в Советском Союзе, начинаются одинаково: открывается резное окошечко красивой избушки и бабушка-сказительница (актриса Анастасия Зуева) начинает свой рассказ с давно известных слов: "В некотором царстве...". Но все совсем не так. С бабули начинаются только сказки Роу. И то не все, а 4 из 14. Но как же это все запоминается!

Александр Роу ушел из жизни почти 50 лет назад. Но до сих пор его сказки смотрят и те, уже давно выросшие дети, которые впервые смотрели их еще при жизни великого режиссера, и те дети, которые родились спустя много лет после его смерти. Восхищаются абсолютно все. Ведь волшебство в каждом его фильме действительно есть.

К сожалению, своих детей у режиссера не было, поэтому ему оставалось создавать свои сказки для чужих...

Профессию выбрал с детства

Отец Роу - ирландский инженер, который приехал в начале прошлого века в Россию для налаживания мукомольной промышленности. Здесь он познакомился с гречанкой Юлией Карагеоргий, у них начался роман, в результате чего родился сын Александр. В начале Первой мировой войны отец уехал в Ирландию. Вроде как он собирался потом вернуться и забрать жену и сына, но... Александр вырос в России и считал себя русским человеком.

Его мама часто болела, поэтому Саша начал работать, еще будучи ребенком. В школе он занимался в кружке художественной самодеятельности. В тех пор он мечтал лишь о кино. Позже его мечта осуществилась.

Он стал первым киносказочником страны. И это был огромный прорыв в искусстве, ведь режиссер не соглашался использовать в своих фильмах рисованную анимацию, а творческие задачи возложил на плечи актеров. Спецэффекты в каждой его сказке были по-настоящему чудесными.

Душа ребенка

Кроме интересной истории, Роу умудрялся создать в каждой своей сказке по-настоящему сказочный видеоряд - правдоподобный и очень живой. Спецэффекты в его картинах были потрясающие для тех лет. А сравнить их можно было только с работами Питера Джексона, который был режиссером "Властелина колец".

Сам Спилбег говорил о том, что он многому научился у Александра Роу.

Роу обладал душой ребенка, поэтому он и старался сделать так, чтобы на съемках фильма все было волшебно. Так и было - пни расцветали; мишки аккуратно кушали мед из бочонка и танцевали; свинки, как лошади, бежали, запряженные в тройке; зайчики, которые активно колотили по пню лапками...

Животные присутствовали во всех фильмах Роу. Еще в самом начале карьеры ему советовали вместо животных использовать кукол. Но он не согласился и был прав. Даже в своей первой сказке "По щучьему велению" он снимал настоящую щуку, добившись того, что она убедительно "говорила" в кадре. Так и продолжалось дальше. Дрессировщик Георгий Алексеев сбивался с ног, пытаясь добиться необходимого результата, но оно того стоило.

А если еще вспомнить Змея Горыныча, длина которого составляла 11 м, а высота - 5, самоходную печку. Кстати, лошадь Кащея снимали с завязанными глазами, потому что грим Милляра ее пугал.

Любимчики и новички

Александр Роу предпочитал работать с одной и той же командой актеров, между которыми он всегда распределял роли. Например, Георгия Милляра он снимал всегда. Именно с легкой руки Роу Милляр стал всенародно любимой Бабой Ягой, Кощеем Бессмертным, водным владыкой. А иногда в одном фильме он снимал его в двух или даже трех ролях.

А вот новых актеров в свои сказки Роу вводить не любил. Но он понимал, что нужны "новые" лица, чтобы зрителям было интереснее. К новичкам режиссер относился с настороженностью, не доверяя им так, как своей основной команде. Новенькие - со своей стороны - обижались на Роу, будучи уверенными в том, что отношение с его стороны достаточно несправедливое.

Наиболее обидным для них было то, что для основной команды у Роу всегда было время - и советы по поводу сложного грима, и новаторских спецэффектов, а молодые артисты должны были сами решить актерские задачи, безо всяких объяснений со стороны режиссера. Если они не знали, что делать, он сильно раздражался. Мог и прикрикнуть, и выругаться.

Одновременно руководство также недолюбливало сказочника. На улице стояли 30-е годы, и оно желало видеть на экранах "идейные картины". Роу, чтобы избежать лишних вопросов, решил снимать сказки. Это не понравилось чиновникам. Особый выговор режиссер получил после "Королевства кривых зеркал". Руководство возмутилось, что негативных персонажей играют такие замечательные актеры. Отношение к режиссеру у них изменилось после выхода на экраны картины "Морозко", которую наградили на Венецианском кинофестивале. После этого Роу получил звание народного артиста. Отношение к нему и его творчеству стало более-менее лояльным.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Какая сказка Александра Роу для вас - самая любимая?
Комментариев 1
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
4
Режиссер Александр Роу - талант от бога.
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.