Любовь на работе и личные драмы в жизни: закулисье создания картины “Служебный роман”

Картина Эльдара Рязанова вышла на экраны осенью 1977 года. Ее посмотрело более 58 миллионов зрителей, ее берут за основу ремейков, но популярность оригинала никто не переплюнул. В лирической комедии режиссер показал, что и на работе можно влюбиться и не раз поссориться. Так и в жизни самих актеров случались удачные и не очень служебные романы.

Переписать заново

Режиссер снял “Служебный роман” на основе пьесы, к соавторству которой непосредственно приложил руку. “Сослуживцы” успешно ставились в нескольких столичных театрах и даже была подготовлена телепостановка. По признанию Рязанова, увидев ее на экране впервые, он был шокирован: авторы намудрили с сюжетными линиями, а основная идея и вовсе представлена не так.

Рязанов видел единственно возможный способ исправить положение – срочно снимать полнометражную версию. Он снова вернулся к сценарию, убрал все лишнее. Получившийся результат мэтра устроил за исключением одной, но очень важной детали – уложиться в запланированные две серии невозможно. Пришлось “сокращать”.

По воспоминаниями Рязанова, многие сцены он хотел оставить, но от безысходности был вынужден их удалить из финальной версии картины. В частности, изначально планировалось пять любовных линий, но осталось почти ничего: Новосельцев-Калугина и любовь Ры­жовой к карьеристу Само­хвалову.

Любовь за кадром

Зрители помнят, как секретарша Ве­рочка постоянно выясняет отношения по телефону. По сценарию, собеседник на другом конце провода – ее муж. Исполнить эту роль планировал Михаил Светин, но режиссер увидел в нем излишнюю комичность, а потому пригласил Александра Фатюшина – достаточно видного и желанного артиста в то время. На съемках он получил травму, сцены с его участием было решено вырезать. Рязанов все же оставил буквально пару эпизодов, в которых актер мелькает в толпе. Поклонники Фатюшина, узнавшие его в кадре, недоумевали, почему столь именитый артист согласился на такой маленький эпизод.

В том, что активистка Шурочка собирала деньги на похороны Бубликова, можно было узреть тайный смысл: между героями явно что-то было. В фильме есть сцена, когда Шурочка бросается на шею “ожившего” возлюбленного с криками признания в любви – эту сцену также вырезали. Наполнить светлыми чувствами планировалось и сердце Алены – подружки Веры, с которой они перемывали косточки сослуживцам. Но эта линия действительно могла показаться лишней, потому была “зарублена” на монтаже.

Все в одной лодке

Играя в кадре служебные романы, некоторые артисты и на съемках строили отношения с коллегами. К примеру, Алиса Фрейндлих была замужем за режиссером Театра Ленсовета Игорем Вла­димировым. Это была сильная любовь – ради Алисы Бруновны кинодеятель оставил Зинаиду Шарко. Рязанов лично приезжал в Ленинград к Владимирову, чтобы “отпросить” Фрейндлих. На ней, кстати, завязана ключевая сюжетная линия. Из-за занятости актрисы в разных проектах ей приходилось буквально жить в поездах, мотаясь на съемки из Ленинграда в Москву и обратно.

Андрею Мягкову симпатизировала Ирина Мирошниченко, но когда в Школу-студию МХАТ при­шла Анастасия Вознесен­ская, он уже не мог думать ни о ком другом. Вместе супруги прожили почти 60 лет.

Светлана Немоляева строила семейное счастье с Алексан­дром Лазаревым – помимо личных отношений, коллеги по цеху часто играли на сцене Театра им. Маяковского.

Олег Басилашвили был первым мужем Татьяны До­рониной. Благо­даря знаменитой жене он оказался в Большом драматическом театре.

Замужем за коллегой по­бывала и Лия Ахеджакова. С Валерием Носиком они встретили в Театре юного зрителя, но, к сожалению, их брак быстро распался.

Людмила Иванова работу профорга знала не пона­слышке - она работала в родном “Современнике”. Ее первый муж Леонид Эрман в свое время был руководителем этого театра. После развода актриса завела новый “служебный роман” – на сей раз избранником стал физик Валерий Миляев.

Личная история

Почти все время бывая на съемочной площадке, Эльдар Рязанов и сам устраивал личное счастье здесь же. Во время учебы во ВГИКе он познакомился с режиссером-документалистом Зоей Фоминой, ставшей его супругой и родившей ему дочь. Вторая супруга Нина Скуйбина работала на “Мосфильме”, в коридорах которого режиссер однажды с ней столкнулся. Именно во время этого брака увидели свет лучшие работы Ряза­нова: “Ирония судьбы...”, “Берегись автомобиля”, “Служеб­ный роман”. Третьей супругой Рязанова стала журналистка Эмма Абайдуллина.

Дружба вне работы

“Служебными романами” можно назвать и отношения режиссера к своим артистам – многие звезды не по одному разу снимались у Эльдара Александровича. С одной стороны, Рязанов знал, как ведет себя артист на площадке. С другой, каждая новая роль не должна повторять старую. Прежде всего это коснулось Андрея Мягкова, которого костюмеры и гримеры должны быть сделать максимально отличным от Жени Лукашина из “Иронии судьбы…”. Спасли простые детали – усы, очки, мешковатый костюм и актерское мастерство.

Шедевр требует усилий

Кстати, поиск актеров в “Иронию судьбы…” был очень долгим - Светлана Немоляева, например, про­бовалась на роль Нади восемь раз. Рязанов утвердил другую актрису, но считал долгом найти роль для Немоляевой в своем следующем фильме – так она появилась в “Служебном романе”.

Реквизиторам фильма тоже пришлось несладко. Чтобы подчеркнуть солидность учреждения, на столах сотрудников лежали калькуляторы – вещь дорогая и редкая по тем временам. В кабинете Калугиной мы помним электронно-вычислительную машину – еще одну редкость, которую каждый день для съемок выделяло Главное управление статистики. По тогдашним меркам, этот "аппарат" стоил 440 тысяч рублей - баснословные деньги. Но его присутствие в кадре было необходимо, поскольку требовалось показать статус должности, занимаемой Людмилой Прокофьевной.

Лошадь, с которой постоянно “возится” Новосель­цев, мелькала в других картинах: в “Бриллиантовой руке” Семен Семеныч ищет такую же, но без крыльев, а еще она стояла в особняке в “Семнадцати мгнове­ниях весны”. Наконец, статуя девушки, рядом с которой сидит Бубликов, “снималась” в “Вассе”, “Старом Новом годе”, “Формуле любви”.

Снег в сентябре

Снимать произ­водственную комедию исключительно в кабине­тных декорациях Рязанов не хотел – боялся критики после неудачной телепостановки. Пришлось добавить уличные съемки. Снимали в сентябре, когда неожиданно пошел снег. Съемку режиссер не остановил, сцену снегопада в финальной версии оставил. Фоном звучит “У природы нет плохой погоды” – песню написал сам Рязанов, которому хотелось подчеркнуть важность всего живого вокруг. Вот только Андрей Мягков раскритиковал композицию: по слухам, режиссеру это не понравилось, и в следующем фильме “Гараж” актер сыграл персонажа с простудой.

Место столицы в картине

Москва и ее знаковые здания также стали частью натурных сцен. Статистическое учреждение располага­лось на Кузнецком Мосту в бывшем доходном доме Хомякова. Сцену, когда сотрудницы прихо­рашиваются перед нача­лом рабочего дня, Рязанов снял втихаря, попросив оператора оставить камеру включенной. В итоге получилось реалистично! Крышей, где Людмила Прокофьевна плачется Анатолию Еф­ремовичу, стал первый в Москве 9-этажный дом в Большом Гнездиковском переулке.

Кстати, Рязанов следил и за соответствием жизни персонажей с занимаемыми должностями. Так, Самохвалова поселили на Тверской, Калугину на Герцена (Большая Никит­ская), а скромная Оля Ры­жова ездила из пригорода - садилась в электричку на Лосиноостровской.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А вы считаете “Служебный роман” культовым советским фильмом?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.