Картина Эльдара Рязанова вышла на экраны осенью 1977 года. Ее посмотрело более 58 миллионов зрителей, ее берут за основу ремейков, но популярность оригинала никто не переплюнул. В лирической комедии режиссер показал, что и на работе можно влюбиться и не раз поссориться. Так и в жизни самих актеров случались удачные и не очень служебные романы.
Переписать заново
Режиссер снял “Служебный роман” на основе пьесы, к соавторству которой непосредственно приложил руку. “Сослуживцы” успешно ставились в нескольких столичных театрах и даже была подготовлена телепостановка. По признанию Рязанова, увидев ее на экране впервые, он был шокирован: авторы намудрили с сюжетными линиями, а основная идея и вовсе представлена не так.
![](/media/i/3/0/7/3/1/6/2/i/3073162.jpg)
Рязанов видел единственно возможный способ исправить положение – срочно снимать полнометражную версию. Он снова вернулся к сценарию, убрал все лишнее. Получившийся результат мэтра устроил за исключением одной, но очень важной детали – уложиться в запланированные две серии невозможно. Пришлось “сокращать”.
По воспоминаниями Рязанова, многие сцены он хотел оставить, но от безысходности был вынужден их удалить из финальной версии картины. В частности, изначально планировалось пять любовных линий, но осталось почти ничего: Новосельцев-Калугина и любовь Рыжовой к карьеристу Самохвалову.
Любовь за кадром
Зрители помнят, как секретарша Верочка постоянно выясняет отношения по телефону. По сценарию, собеседник на другом конце провода – ее муж. Исполнить эту роль планировал Михаил Светин, но режиссер увидел в нем излишнюю комичность, а потому пригласил Александра Фатюшина – достаточно видного и желанного артиста в то время. На съемках он получил травму, сцены с его участием было решено вырезать. Рязанов все же оставил буквально пару эпизодов, в которых актер мелькает в толпе. Поклонники Фатюшина, узнавшие его в кадре, недоумевали, почему столь именитый артист согласился на такой маленький эпизод.
![](/media/i/3/0/7/3/1/6/0/i/3073160.jpg)
В том, что активистка Шурочка собирала деньги на похороны Бубликова, можно было узреть тайный смысл: между героями явно что-то было. В фильме есть сцена, когда Шурочка бросается на шею “ожившего” возлюбленного с криками признания в любви – эту сцену также вырезали. Наполнить светлыми чувствами планировалось и сердце Алены – подружки Веры, с которой они перемывали косточки сослуживцам. Но эта линия действительно могла показаться лишней, потому была “зарублена” на монтаже.
Все в одной лодке
Играя в кадре служебные романы, некоторые артисты и на съемках строили отношения с коллегами. К примеру, Алиса Фрейндлих была замужем за режиссером Театра Ленсовета Игорем Владимировым. Это была сильная любовь – ради Алисы Бруновны кинодеятель оставил Зинаиду Шарко. Рязанов лично приезжал в Ленинград к Владимирову, чтобы “отпросить” Фрейндлих. На ней, кстати, завязана ключевая сюжетная линия. Из-за занятости актрисы в разных проектах ей приходилось буквально жить в поездах, мотаясь на съемки из Ленинграда в Москву и обратно.
![](/media/i/3/0/7/3/1/6/5/i/3073165.jpg)
Андрею Мягкову симпатизировала Ирина Мирошниченко, но когда в Школу-студию МХАТ пришла Анастасия Вознесенская, он уже не мог думать ни о ком другом. Вместе супруги прожили почти 60 лет.
Светлана Немоляева строила семейное счастье с Александром Лазаревым – помимо личных отношений, коллеги по цеху часто играли на сцене Театра им. Маяковского.
Олег Басилашвили был первым мужем Татьяны Дорониной. Благодаря знаменитой жене он оказался в Большом драматическом театре.
Замужем за коллегой побывала и Лия Ахеджакова. С Валерием Носиком они встретили в Театре юного зрителя, но, к сожалению, их брак быстро распался.
![](/media/i/3/0/7/3/1/6/1/i/3073161.jpg)
Людмила Иванова работу профорга знала не понаслышке - она работала в родном “Современнике”. Ее первый муж Леонид Эрман в свое время был руководителем этого театра. После развода актриса завела новый “служебный роман” – на сей раз избранником стал физик Валерий Миляев.
Личная история
Почти все время бывая на съемочной площадке, Эльдар Рязанов и сам устраивал личное счастье здесь же. Во время учебы во ВГИКе он познакомился с режиссером-документалистом Зоей Фоминой, ставшей его супругой и родившей ему дочь. Вторая супруга Нина Скуйбина работала на “Мосфильме”, в коридорах которого режиссер однажды с ней столкнулся. Именно во время этого брака увидели свет лучшие работы Рязанова: “Ирония судьбы...”, “Берегись автомобиля”, “Служебный роман”. Третьей супругой Рязанова стала журналистка Эмма Абайдуллина.
![](/media/i/3/0/7/3/1/5/9/i/3073159.jpg)
Дружба вне работы
“Служебными романами” можно назвать и отношения режиссера к своим артистам – многие звезды не по одному разу снимались у Эльдара Александровича. С одной стороны, Рязанов знал, как ведет себя артист на площадке. С другой, каждая новая роль не должна повторять старую. Прежде всего это коснулось Андрея Мягкова, которого костюмеры и гримеры должны быть сделать максимально отличным от Жени Лукашина из “Иронии судьбы…”. Спасли простые детали – усы, очки, мешковатый костюм и актерское мастерство.
![](/media/i/3/0/7/3/1/6/4/i/3073164.jpg)
Шедевр требует усилий
Кстати, поиск актеров в “Иронию судьбы…” был очень долгим - Светлана Немоляева, например, пробовалась на роль Нади восемь раз. Рязанов утвердил другую актрису, но считал долгом найти роль для Немоляевой в своем следующем фильме – так она появилась в “Служебном романе”.
Реквизиторам фильма тоже пришлось несладко. Чтобы подчеркнуть солидность учреждения, на столах сотрудников лежали калькуляторы – вещь дорогая и редкая по тем временам. В кабинете Калугиной мы помним электронно-вычислительную машину – еще одну редкость, которую каждый день для съемок выделяло Главное управление статистики. По тогдашним меркам, этот "аппарат" стоил 440 тысяч рублей - баснословные деньги. Но его присутствие в кадре было необходимо, поскольку требовалось показать статус должности, занимаемой Людмилой Прокофьевной.
![](/media/i/3/0/7/3/1/6/6/i/3073166.jpg)
Лошадь, с которой постоянно “возится” Новосельцев, мелькала в других картинах: в “Бриллиантовой руке” Семен Семеныч ищет такую же, но без крыльев, а еще она стояла в особняке в “Семнадцати мгновениях весны”. Наконец, статуя девушки, рядом с которой сидит Бубликов, “снималась” в “Вассе”, “Старом Новом годе”, “Формуле любви”.
Снег в сентябре
Снимать производственную комедию исключительно в кабинетных декорациях Рязанов не хотел – боялся критики после неудачной телепостановки. Пришлось добавить уличные съемки. Снимали в сентябре, когда неожиданно пошел снег. Съемку режиссер не остановил, сцену снегопада в финальной версии оставил. Фоном звучит “У природы нет плохой погоды” – песню написал сам Рязанов, которому хотелось подчеркнуть важность всего живого вокруг. Вот только Андрей Мягков раскритиковал композицию: по слухам, режиссеру это не понравилось, и в следующем фильме “Гараж” актер сыграл персонажа с простудой.
![](/media/i/3/0/7/3/1/6/7/i/3073167.jpg)
Место столицы в картине
Москва и ее знаковые здания также стали частью натурных сцен. Статистическое учреждение располагалось на Кузнецком Мосту в бывшем доходном доме Хомякова. Сцену, когда сотрудницы прихорашиваются перед началом рабочего дня, Рязанов снял втихаря, попросив оператора оставить камеру включенной. В итоге получилось реалистично! Крышей, где Людмила Прокофьевна плачется Анатолию Ефремовичу, стал первый в Москве 9-этажный дом в Большом Гнездиковском переулке.
![](/media/i/3/0/7/3/1/6/3/i/3073163.jpg)
Кстати, Рязанов следил и за соответствием жизни персонажей с занимаемыми должностями. Так, Самохвалова поселили на Тверской, Калугину на Герцена (Большая Никитская), а скромная Оля Рыжова ездила из пригорода - садилась в электричку на Лосиноостровской.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание